Пятница, 2024-03-29, 6:22 PM
Самопознание - Путь Домой
Главная Форум Тесты Книги Астрологический прогноз Видео Онлайн игры Аудио О сайте
Авторские статьи Карта сайта Скрижали мудрых Регистрация Вход Приветствую Вас, Гость  RSS
[ Новые сообщения форума · Участники · Хроники: скрижали мудрых · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Гекльберри_Финн  
Форум » Творчество » Почему мы так говорим. Поэзия. Проза. » Крылатые выражения и их история (Тайны русского языка)
Крылатые выражения и их история
АринаДата: Среда, 2009-11-18, 4:32 PM | Сообщение # 1
Муза
Группа: Администраторы
Сообщений: 496
Награды: 130
Репутация: 120
Статус: Offline
Очень часто произнося то или иное слово (выражение), мы редко задумываемся о его происхождении. Видимо потому, что данное слово уже крепко осело в русском языке и получило определенную эмоциональную окраску.

Поэтому, открывая эту тему, предлагаю вам поделиться друг с другом знаниями о происхождении слов или крылатых выражений, которые мы с вами употребляем в своей речи.

Козёл отпущения

История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живёт…

Трын-трава

Таинственная «трын-трава» - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын - это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Мастер кислых щей

Кислые щи - немудрёная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.

Всыпать по первое число

Не поверите, но… из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Прописать ижицу

Ижица - название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу - проучить, наказать, проще выпороть. А вы ещё ругаете современную школу!

Гол как сокол

Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идёт о птице. Но сокол здесь ни при чем. На самом деле «сокол» - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.

Непутёвый человек

В старину на Руси «путём» называли не только дорогу, но ещё и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутёвый человек.

Шиворот-навыворот

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Отставной козы барабанщик

В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске. Это и был козы барабанщик. Его воспринимали как никчемного, несерьёзного человека.

Водить за нос

Видно, дрессированные медведи были очень популярны, потому что и это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Точить лясы

Лясы (балясы) - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Зарубить на носу

В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.


"Выходя из себя, не хлопай громко словами".
Арина
 
Фея_твоих_сновДата: Суббота, 2009-11-21, 2:59 AM | Сообщение # 2
Волшебница
Группа: Мыслители
Сообщений: 288
Награды: 116
Репутация: 140
Замечания: 0%
Статус: Offline
Арина smile скажите пожалуйста ,а откуда пошло выражение "кузькина мать"?))
Часто в разговоре люди употребляют,мол я те покажу кузькину мать...))) tongue :p


Смотри сердцем и душой ,глазами много не увидишь .
Феюшка)
 
АринаДата: Суббота, 2009-11-21, 11:50 AM | Сообщение # 3
Муза
Группа: Администраторы
Сообщений: 496
Награды: 130
Репутация: 120
Статус: Offline
Фея_твоих_снов, Поиски конкретного прообраза Кузьки предпринял В. Н. Сергеев в статье " Из биографии Кузьки". – Русская речь, 1973, № 4). : «Кузька (полное имя – Кузьма, Козьма) был некогда бедным, обиженным судьбой человеком. Об этом свидетельствуют народные поговорки: Кузьма – бесталанная голова; Горькому Кузеньке – горькая долюшка; Кузенька – сиротинушка и др. Возможно, Кузьма был приемным сыном или вскормленником и проживал с названной матерью, женщиной крутого нрава. Наказывая виновных, именно она, по-видимому, первая произнесла слова: «узнаешь (попомнишь), будешь помнить кузькину мать!»
Но поговорки донесли до нас и другое представление о Кузьме, как о злом и мстительном человеке: «Наш Кузьма все бьет со зла; не грози Кузьма: не дрожит корчма». Возможно, Кузьма (Кузька) и унаследовал от матери ее тяжелый характер, так как яблоко от яблони недалеко падает. Эта мать Кузьки вела себя так, что на глаза ей лучше было не попадаться. Обещание устроить встречу с ней не сулило ничего хорошего...» Общее значение фразеологизма может быть и совсем иное: узнать кузькину мать как обозначение испуга в результате угрозы; «– Что, небось, узнал в ту пору [во время ревизии], как кузькину мать зовут!» (Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина). В произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина... страшным представляется даже знакомство лишь только с именем кузькиной матери: «А вот поговори ты у меня, так узнаешь, как кузькину мать зовут» [Сатиры в прозе (Скрежет зубовный)]. Пример: «За границей нигде не кричат караул, нигде не грозят свести в участок, не заезжают, не напоминают о Кузьке и его родственниках» (За рубежом).
В рязанских говорах в начале XIX в. М. Н. Макаров отметил выражение Кузьку подпустить «досаду чем-либо делать, задирать чем кого», где Кузька -объяснено как уменьшительное от Козма (Макаров М. Н. Опыт русского простонародного словотолковника).
Перспективными оказываются поиски этимологического решения на почве других языков, где обнаруживаются проясняющие первоначальную образность и логику русской идиомы. Такую роль может выполнить коми-зырянское и коми-пермяцкое существительное кузь, кузьö «черт, леший»:-(
ДОПОЛНЕНИЕ: По Далю - в русских поговорках Кузьма - означает непослушного, проказливого, весьма безжалостно, бестолкового домового. Кузьмить кого-то - подсекать, поддевать хитростью, обманывать (подкузьмить). Показать кому-то Кузькину мать, угроза: - задать трепку, сделать какое-либо зло. Потому, что считалось, что Кузькина мать еще ужаснее :-(своего сыночка. И живет она за печкой в избе, но при определенных обстоятельствах может показаться и напугать...
Вышеизложенная версия про плетку тоже допустима. В день свадьбы на Кузьминки жених клал плетку (символ супружеской власти) в сапог. Плеть называли также тогда “кузькина мать“ .


"Выходя из себя, не хлопай громко словами".
Арина
 
Фея_твоих_сновДата: Суббота, 2009-11-21, 11:56 AM | Сообщение # 4
Волшебница
Группа: Мыслители
Сообщений: 288
Награды: 116
Репутация: 140
Замечания: 0%
Статус: Offline
Арина, спасибо flower очень познавательно!

Смотри сердцем и душой ,глазами много не увидишь .
Феюшка)


Сообщение отредактировал Фея_твоих_снов - Суббота, 2009-11-21, 11:57 AM
 
АринаДата: Суббота, 2009-11-21, 12:08 PM | Сообщение # 5
Муза
Группа: Администраторы
Сообщений: 496
Награды: 130
Репутация: 120
Статус: Offline
Фея_твоих_снов, а это, как дополнение к ответу tongue



"Выходя из себя, не хлопай громко словами".
Арина
 
Фея_твоих_сновДата: Суббота, 2009-11-21, 12:10 PM | Сообщение # 6
Волшебница
Группа: Мыслители
Сообщений: 288
Награды: 116
Репутация: 140
Замечания: 0%
Статус: Offline
lol

Смотри сердцем и душой ,глазами много не увидишь .
Феюшка)
 
Форум » Творчество » Почему мы так говорим. Поэзия. Проза. » Крылатые выражения и их история (Тайны русского языка)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Авторские тесты    Стена    Помощь    Обратная связь    Наша кнопка. Обмен ссылками    Друзья сайта    Каталог сайтов

Копирование или перепечатка любых материалов с сайта разрешена только при ссылки на сайт и авторов!

Статистика

Информер тиц и PR Рейтинг@Mail.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Numen.ru Этот сайт защищен «Site Guard» Rambler's Top100 Самопознание – Путь Домой S2M Психология 100 Практический психолог Дефуа Наталья Яндекс цитирования
Используются технологии uCoz