|
|
Каталог статей |
|
Учение Платона о Душе.
Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно. А у того, что
сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение
прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что движет само
себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить
источником и началом движения для всего остального, что движется… Каждое
тело, движимое извне, - неодушевленно, а движимое изнутри, из самого
себя, - одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то,
что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо
следует, что душа непорождаема и бессмертна. ("Федр")
… Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному,
неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени
подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом,
многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с
самим собою подобно - и тоже в высшей степени - наше тело. ("Федон")
Будучи совершенной и окрыленной, она (душа) парит в вышине и правит с
миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на
что-нибудь твердое, - тогда она вселяется туда, получив земное тело,
которое благодаря ее силе кажется движущимся само собой; а что зовется
живым существом, - все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило
прозвание смертного.
Мы же коснемся причины утраты крыльев, почему они отпадают у души.
Причина здесь, видимо, такая: крылу от природы свойственна способность
подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов
.
А изо всего, что связано с телом, душа больше всего приобщилась к
божественному - божественное же прекрасно, мудро, доблестно и так далее;
этим вскармливаются и взращиваются крылья души, а от его
противоположного - от безобразного, дурного - она чахнет и гибнет.
("Федр")
О началах человеческой души
Мы не без основания признали двойственными и отличными друг от друга эти
начала: одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы
назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек
влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими
вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким
другом всякого рода удовлетворения и наслаждений.
Что же касается ярости духа, отчего мы и бываем гневливы, то составляет
ли это третий вид или вид этот однороден со вторым, т. е. вожделеющим,
видом?… ("Государство")
В душе существуют всего два вида начал: разумное и вожделеющее? Или как в
государстве три рода начал, его составляющих: деловое, защитное,
совещательное, так и в душе есть тоже третье начало - яростный дух. По
природе своей оно служит защитником разумного начала, если не испорчено
дурным воспитанием ("Государство")
… оба начала превосходно оберегали бы и всю душу в целом и тело от
внешних врагов: одно из них - своими советами, другое - вооруженной
защитой; оно будет следовать за господствующим началом и мужественно
выполнять его решения. ("Государство")
… мужественным мы назовем каждого отдельного человека именно в той мере,
в какой его яростный дух и в горе, и в удовольствиях соблюдает указания
рассудка насчет того, что опасно, а что - неопасно.
А мудрым - в той малой мере, которая в каждом главенствует и дает эти
указания, ибо она-то и обладает знанием того, что пригодно и каждому
отдельному началу, и всей совокупности этих трех начал. ("Государство")
Образ души-колесницы
Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У
богов и кони, и возничие все благородны и происходят от благородных, а у
остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель
правит упряжкой, а затем, и кони-то у него - один прекрасен, благороден и
рожден от таких же коней, а другой конь - его противоположность и
предки его - иные. Неизбежно, что править нами - дело тяжкое и докучное.
Из коней, говорим мы, один хорош, а другой нет. А чем хорош один и плох
другой, мы не говорили, и об этом надо сказать сейчас. Так вот, один из
них - прекрасных статей, стройный на вид, шея у него высокая, храп с
горбинкой, масть белая, он черноокий, любит почет, но при этом
рассудителен и совестлив; он друг истинного мнения, его не надо погонять
бичом, можно направлять его одним лишь приказанием и словом. А другой -
горбатый, тучный, дурно сложен, шея у него мощная, да короткая, он
курносый, черной масти, а глаза светлые, полнокровный, друг наглости и
похвальбы, от косм вокруг ушей он глухой и еле повинуется бичу и
стрекалам. ("Федр")
Платон
|
Категория: О Духовности. | Добавил: Странница_грёз (2011-01-29)
| Автор: Платон
|
Просмотров: 1864
| Рейтинг: 5.0/3
|
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
|
|
|