Выбрать язык / Select language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Получить кнопку|Get button
                     Суббота, 2017-07-22, 9:38 AM
Самопознание - Путь Домой
Главная Форум Тесты Книги Астрологический прогноз Видео Онлайн игры Аудио О сайте
Авторские статьи Карта сайта Скрижали мудрых Регистрация Вход Приветствую Вас, Гость  RSS
Разделы
Подразделы
Авторские статьи сайта "Самопознания - Путь Домой" » [447]
Виртуальная часовня
Поиск по сайту
Тайны жизни
Анонсы
  • Обиды и их влияние.
  • Давайте поанализируем вместе
  • Страх или любовь - тьма или свет? Что мы сеем, что мы жнем...
  • Христос.
  • Первое воспоминаие прошлой жизни было подобно озарению

  • Фотоальбомы
    Cегодня празднуют
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Авторские статьи "Самопознания - Путь Домой" » Авторские статьи сайта "Самопознания - Путь Домой" »

    Эмпатия.

    Термин «эмпатия» был введен Э. Титченером, обобщившим развивающиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. А само слово «эмпатия» происходит от греческого empatheia, что в переводе значит сопереживание. Но, тем не менее, в литературе существует множество интерпретаций понятия «эмпатия». Например, в школе психоанализа эмпатия рассматривается как свойство врача, обеспечивающее эффективное взаимодействие с больными. Липпс трактует эмпатию как восприятие эстетического объекта – это одновременно акт наслаждения и познания. Эмпатия есть способ познания объекта – эстетического наслаждения, вчувствование в объект через проекцию своих чувств и идентификацию с ним (Гаврилова Т.П., 1975). Иган Дж. (2000) рассматривает эмпатию как способ психологического анализа, который позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации. Он полагает, что эмпатия – это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передавать ему это понимание. Петровский А.В. (1995) дает подобное определение эмпатии: «Эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, то есть эмпатия представляет собой постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания». А в психологии межличностных отношений и психологии личности наиболее распространенным определением эмпатии является трактовка, предложенная Даймондом: «Эмпатия – это воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу». А в современной психологии эмпатию принято трактовать либо как способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания.

    Говоря об эмпатии, нельзя не вспомнить К. Роджерса. Одно из его ранних определений «эмпатии» заключалось в следующем: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.» (1975). Позднее К. Роджерс описывает эмпатию как процесс: «Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.» (1975).

    Интересна теория эмпатии в форме воинских искусств (Воронов И.А., 1998), тем, что она объединяет в себе выше рассмотренные феномены: и эмпатию, и медитацию. Что еще раз подтверждает высказанное предположение, что медитация и эмпатия неразрывны, и что для изучения феномена медитации, надо одновременно и рассматривать и феномен эмпатии, так как для повторного «погружения» в медитацию необходимы некоторые виды эмпатии.

    Смысл теория эмпатии в форме воинских искусств состоит в том, что это вид борьбы, в которой эмпатии отводятся последние 18 ступеней из 72 в воинских искусствах Шаолиня. Эти 18 ступеней представляют собой последовательность эмпатических состояний при освоении данной методики. В результате формируется «абсолютный алгоритм познания» - это ступень эмпатии, ступень «эмпатического состояния» или, как говорили в древности, соответствует скачкообразному «включению» – «внезапному просветлению». В рамках данной теории, аналогами термина эмпатия в буддизме были термины «дхьяна» – в Индии, «чань-на» – в Китае, «дзен» – в Японии (Воронов И.А., 1998), при этом, по другим источникам, дхьяна, чань-на, дзен (Каптен Ю.Л., 1993; Озанец Н., 2000; Чудесная Т., 2000), в свою очередь, все это является одной из ступеней медитации, то есть эмпатия непосредственно связана с медитацией, а конкретно, с одной из последних ее ступеней. Кроме того, согласно исследованиям, занятия медитацией способствуют развитию эмпатии, так как вырабатываются специфические качества, которые помогают человеку постичь эмоциональные состояния, вчувствоваться в переживания других людей (Евсина Н.Н., 2003).

    Таким образом, подведя итог существующим определениям эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающихся:

    1. Понимание чувств и потребностей другого человека;

    2. Вчувствование в событие, объект искусства, природу;

    3. Аффективная связь с другим человеком, разделение состояния другого или группы;

    4. Свойство психотерапевта.

    Известно, что существуют различные виды эмпатии. И проанализировав работы, посвященные феномену эмпатии, видим следующие ее виды, которые подчеркивает большинство авторов (Петровский А.В., 1995; краткий психологический словарь, 1999; Иган Дж, 2000 и др.):

    • Эмоциональная эмпатия основана на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.

    • Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах – сравнение, аналогия и т. п.

    • Предикативная эмпатия проявляется, как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

    • В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Сочувствие – это переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

    Кроме того, в литературе можно найти упоминание о каналах эмпатии, которые показывают значимость конкретного параметра в ее структуре (Бойко В.В., 2001):

    1. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

    2. Эмоциональный канал эмпатии фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать, возможно, только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

    3. Интуитивный канал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

    4. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии.
      Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

    5. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

    6. Идентификация — важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

    Также, во многих источниках авторами подчеркивается одна важная характеристика процессов эмпатии, которая отличает ее от других видов понимания, таких как идентификация, принятие ролей и т.п. — это слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.

    Alexander F. (1937), в свою очередь, установил, что степень эмпатической включенности в мир другого человека может быть различной. И поскольку эмпатия - это навык, то, это то, чему можно научиться. Alexander F. считает, что сообщение понимания не обязательно предполагает выражение посредством слов. Имея достаточно времени, люди могут создать то, что называется «эмпатические отношения», в которых понимание сообщается с помощью множества разнообразных, иногда едва уловимых, невербальных способов (взгляда, жеста и т.п.). Кроме того, эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом жизненного опыта. А также, эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

    На основе идеи Alexander F., в современной литературе можно выделить разные уровни эмпатии, которые человек приобретает в течении жизни посредством общения с окружающими его людьми, а именно, три уровня эмпатии (Иган Дж., 2000; Аграмакова Л.М., 2000 и др.):

    • самый глубокий уровень – это «способ бытия» (way of being), способ «быть вместе» с другим человеком, способ понимания нюансов и сложностей его внутреннего мира;

    • второй уровень — эмпатия как способ профессионального присутствия, способ профессионального контакта с людьми как клиентами, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна;

    • последний уровень – это эмпатия как коммуникативный навык, использованию которого можно научиться, но технология сообщения эмпатии будет бесполезна до тех пор, пока она не будет выражением способа бытия консультанта, то есть эмпатирующего.

    Еще об одной важной особенности эмпатии говорит в своей теории Аграмакова Л.М. (2000). Она полагает, что феномен эмпатии может быть представлен как на подсознательном, так и на сознательном уровнях. На подсознательном уровне эмпатия имеет импульсивный характер и выступает в виде инстинкта сопереживания. На осознаваемом уровне эмпатическое понимание носит регулируемый характер и проявляется у одних людей с развитием общих интеллектуальных способностей, у других – как сопереживание и прочие нравственные качества, а у третьих происходит оптимальное сочетание. Эмпатия тесно связана со структурой личности индивида, системой присущих ему ценностей. Аграмакова Л.М. предполагает, что сопереживание генетически более ранняя форма и более характерна для младших школьников. Сочувствие как более сложная осознанная форма развития позднее и характерная для подросткового возраста. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником его нравственного развития.

    Если говорить о психофизиологических особенностях феномена эмпатии, то выявлено, что эмпатия непосредственно связана с активацией обоих полушарий и устойчивостью полушарной доминанты, т.е. усилением степени межполушарного взаимодействия, в результате этого оба полушария обладают одинаковой активностью. Это означает, что при реализации эмпатии активно используется как интуиция, так и логика, человек опирается на прошлый опыт. Благодаря интуиции эмпат вживается в образ другого человека, а способность к логическому анализу позволяет не "потерять себя" во внутреннем мире другого. Также предполагают, что существует взаимосвязь эмпатии (ее уровня и каналов) с профилем латеральной организации (Евсина Н.Н., 2002, 2003).

    Кроме того, более успешной реализации эмпатии способствуют следующие качества: совмещенный стиль мышления, активность нервной системы, уравновешенность нервной системы, эмоциональная зрелость, энергичность, склонность к сопереживанию, настойчивость в достижении цели, хорошо развитая интуиция и богатый прошлый опыт, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, аналитичность мышления и хорошая информированность, склонность к экспериментированию, стремление к сотрудничеству и достижению хороших результатов (Евсина Н.Н., 2002).

    Ю. Дефуа



    Литература:

    1. Alexander F. Five year report of the Chicago Institute for Psychoanalysis. – Chicago: Institute of Psychoanalysis, 1937.

    2. Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2.

    3. Аграмакова Л.М. Эмпатия как компонент личностного развития в социальной среде. – Курск, 2000.

    4. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С. 486-490.

    5. Введение в психологию. /Под ред. проф. Петровского А.В./. – М., 1995.

    6. Воронов И.А. Тайна 72-х воинских искусств русского «апокалипсиса». – СПб.: АТОН, 1998.

    7. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. /Вопросы психологии, 1975, № 2/.

    8. Евсина Н.Н. Психологические и психофизиологические особенности человека, способствующие более эффективной реализации эмпатии. //Личность, культура и образование. 47 научно-методическая конференция// - Ставрополь: СГУ, 2002.
    9. Евсина Н.Н. Роль медитативного тренинга в реализации эмпатии. //Северо-кавказский психологический вестник// - Р-на-Д, 2003.
    10. Иган Дж. Базисная эмпатия и коммуникативный отклик. – М., 2000.

    11. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. /Журнал практической психологии и психоанализа. № 1 февраль 2000г./ - М.: Институт практической психологии и психоанализа, 2000.

    12. Каптен Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1993.

    13. Краткий психологический словарь. – Р-на-Д.: «Феникс», 1999.
    14. Озанец Н. Медитация для начинающих. – М., 2000.

    15. Чудесная Т. Медитация: работа по раскрытию ясновидения. – Краснодар, 2000


    Написано для сайтов " Самопознание — Путь Домой " и " Психологическая помощь "

    Публикация статьи на других сайтах и блогах возможна только при сохранении ссылки на один из первоисточников  http://duhovnyyput.ucoz.com/ или  http://consultante.ucoz.com/

    Категория: Авторские статьи сайта "Самопознания - Путь Домой" » | Добавил: Странница_грёз (2013-10-03) | Автор: Дефуа
    Просмотров: 1612 | Рейтинг: 5.0/2 



    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2017
    Наш опрос
    Кто Вы по профессии или кем работаете
    Всего ответов: 887
    Вопросы
    Фраза дня
    Комментарии
    И как? Помогло? Далее...Астролог и король
    Владимир Шебзухов

    С утра к корол Далее...flowers Далее...

    Мини-чат


    Авторские тесты    Стена    Помощь    Обратная связь    Наша кнопка. Обмен ссылками    Друзья сайта    Каталог сайтов

    Копирование или перепечатка любых материалов с сайта разрешена только при ссылки на сайт и авторов!

    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Информер тиц и PR Рейтинг@Mail.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Numen.ru Этот сайт защищен «Site Guard» Rambler's Top100 Самопознание – Путь Домой S2M Психология 100 Практический психолог Дефуа Наталья Яндекс цитирования
    Используются технологии uCoz