Функциональная межполушарная асимметрия головного мозга. - Авторские статьи сайта "Самопознания - Путь Домой" » <!--if(Авторские статьи "Самопознания - Путь Домой")-->- Авторские статьи "Самопознания - Путь Домой"<!--endif--> - Каталог статей - Самопознание - Путь Домой
Выбрать язык / Select language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Получить кнопку|Get button
                     Понедельник, 2016-12-05, 1:21 AM
Самопознание - Путь Домой
Главная Форум Тесты Книги Астрологический прогноз Видео Онлайн игры Аудио О сайте
Авторские статьи Карта сайта Скрижали мудрых Регистрация Вход Приветствую Вас, Гость  RSS
Разделы
Подразделы
Авторские статьи сайта "Самопознания - Путь Домой" » [448]
Виртуальная часовня
Поиск по сайту
Тайны жизни
Анонсы
  • Первое воспоминаие прошлой жизни было подобно озарению
  • Короткие текстовые сообщения с мобильника
  • Загробная жизнь. Реинкарнация - переселение душ.
  • Мифы о возникновении знаков зодиака.
  • Младшая дочь вождя.

  • Фотоальбомы
    Cегодня празднуют
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Авторские статьи "Самопознания - Путь Домой" » Авторские статьи сайта "Самопознания - Путь Домой" »

    Функциональная межполушарная асимметрия головного мозга.

    Понятие «функциональная межполушарная асимметрия головного мозга», согласно психологическому словарю (1999), означает характеристику распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга и происходит от греческого слова asymmetria – несоразмерность. Данная характеристика свойственна только человеку. При этом в полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого. Управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями, как говорилось выше, равномерно распределено между двумя полушариями мозга при этом левое полушарие контролирует правую сторону тела, правое полушарие – левую (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Котик Б.С., 1992; Wilson P.A., 1996; Данилова Н.Н., 1998). Но левый и правый мозг не идентичны по своим возможностям и организации, несмотря на физическую асимметрию. Сложные психические функции человека несимметрично распределены между левым и правым мозгом.

    Впервые вопрос о межполушарной асимметрии головного мозга был поднят в 1836 году Марком Даксом на заседании медицинского общества в Монпелье (Франция). Он выдвинул гипотезу, что каждая половина мозга контролирует свои, специальные функции и речь контролируется левым полушарием. Также и Джексон считал, что каждая половина мозга контролирует свои, специфические функции. Он полагал, что правое полушарие занято наглядным восприятием внешнего мира, а левое полушарие преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами. Что касается звуковой речи, правое полушарие, по Джексону, может производить только такие словесные формы, которые как бы не разбиваются на части, а целиком служат автоматически произносимым обозначениям целой ситуации. Проверка и уточнение этой гипотезы оказались возможными лишь недавно, благодаря материалу, накопленному при нейрохирургических операциях над мозгом, в частности при рассечении двух полушарий мозга. Результаты изучения расщепленного мозга подтверждают то, что левое полушарие в основном ответственно за язык и речь, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом. Кроме того, были обнаружены некоторые различия в способах переработки информации полушариями. Левое полушарие осуществляет ее переработку аналитически и последовательно, а правое – одновременно и целостно. Кроме того, левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интерпретации элементов в сложной конфигурации. Так же было установлено, что взаимодействие полушарий в норме реципрокно, то есть при обработке информации в одном полушарии, другое на это время несколько затормаживается и до некоторой степени снижается интенсивность и отчетливость проявлений его функций (Иванов В.В., 1978; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988; Грановская Р.М., Березная И.Я., 1991; Данилова Н.Н., 1998).

    В настоящее же время проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека приобрела широкий междисциплинарный характер. Она привлекает психологов, физиологов, педагогов, невропатологов, генетиков, лингвистов, социологов, философов. Разработка этой проблемы идет в двух основных направлениях. Первое направление связано с изучением влияния типа межполушарной асимметрии мозга на эффективность обучения (Суворова В.В., 1976; Спрингер С., Деейч, 1983; Хомская Е.Д., 1992; Урзова Ю.А., 1995 и др.). Второе направление предполагает исследование особенностей динамики межполушарной асимметрии мозга при выполнении какой-либо деятельности (Ермаков П.Н., 1988; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988; Котик Б.С., 1992; Дикая Л.А., 1996 и др.).

    Не смотря на то, что в процессе функционирования мозга задействованы в равной мере все области головного мозга, в литературе также говорится, что при этом, они могут быть по-разному связаны с так называемым «фокусом сознания», с физиологическими механизмами осознания «Я» (Теплов Б.М., 1961; N. Herrmann, 1988; Сандомирский М.Е., 1995; Васильева В.Н., Рамазанова А.П., Богомаз С.А, 1996; Гуленко В.В., Тыщенко В.П., 1997). Согласно выше перечисленным авторам, доминирование в процессе осознаваемой переработки информации тех или иных зон коры, с учетом их полушарной принадлежности, накладывается отпечаток на личностно-типологические характеристики человека. Что также подтверждается утверждениями Сандомирского М.Е. (1995) в его труде. Он полагал, что профиль функциональной асимметрии полушарий, характерный для правшей, когда доминантным является левое полушарие, у левшей профиль асимметрии является инвертированным. Таким образом, как выше уже говорилось, межполушарная асимметрия является основой в первую очередь для таких типологических признаков, как рациональность/иррациональность. Лица, у которых ведущую роль в процессе отражения мозгом реальности играет левое полушарие, относятся тем самым к рациональным психологическим типам, правое полушарие - к иррациональным. Что касается экстраверсии и интроверсии, то они также связаны с межполушарной асимметрией и определяются интенсивностью информационного обмена между полушариями (Сандомирский М.Е., 1995): высокая интенсивность свойственна для экстравертов, низкая – для интровертов. Вследствие описанного различия способов обработки информации левым и правым полушарием, принято считать, что эти способы взаимно дополняются друг друга. Соответственно в процессе функционирования сознания полушария частично дублируют друг друга, обрабатывая одни и те же порции информации разными способами. При этом межполушарный обмен информацией, точнее обмен результатами работы полушарий и их объединение, или суперпозиция, дает сознанию целостную, адекватную и полную картину реальности. Если информационный обмен между полушариями протекает часто и малыми порциями, на уровне промежуточных результатов переработки информации, это соответствует обращенности сознания во вне (экстраверсия). В том же случае, когда этот обмен происходит редко и большими порциями, на уровне готовых результатов информационной переработки, это соответствует обращенности сознания внутрь (интроверсия).

    Итак, видим, что такие функции как экстраверсия / интроверсия и рациональность / иррациональность связаны со спецификой организации межполушарного взаимодействия и рассматриваются как межполушарные функции. Применительно к связи соционических функций с асимметрией полушарий, это создает следующую схему локализации личностно-типологических характеристик человека, где N и T – левополушарные функции; S и F – правополушарные функции; T и S – функции левого полушария, а N и F – правого:



    Отделы коры головного мозга

    Полушария головного мозга

    Левое полушарие

    (рациональное)

    Правое полушарие

    (иррациональное)

    Передние

    (прецентральные)

    Задние (постцентральные)

    Логика (T)


    Этика (F)

    Интуиция (N)


    Сенсорика (S)


    В приведенной схеме функции, которые К.Е. Юнг описывал как рациональные – мышление (логика) и чувствование (этика) – относятся к рациональному (доминирующему) полушарию, а иррациональные – интуиция и ощущение (сенсорика) – соответственно к иррациональному полушарию (субдоминантному). Применительно к физиологической роли отдельных корковых зон наиболее «прозрачной» представляется их связь с соционическими функциями для прецентральных отделов коры. Передние отделы левого полушария – у правшей – напрямую связаны с вербально-логическим мышлением, а симметричные отделы правого полушария — с абстрактным невербальным (интуитивным) мышлением. Применительно к задним отделам коры, необходимо учитывать в первую очередь наиболее тесную связь соответствующей области правого полушария с ощущениями, приходящими от внутренних органов, невербализуемыми эмоциональными реакциями и наглядно-предметными механизмами мышления. Задние отделы коры левого полушария также связаны с внешней афферентацией и эмоциональными реакциями, но более доступными для вербализации ввиду анатомической близости речевых зон. Соответствующее вербальное описание и вербально опосредованное осознание эмоций ставит их в тесную связь с этическими и моральными категориями. В сочетании же с моделирующими мыслительными функциями лобной коры деятельность постцентральной области левого полушария может являться катализатором процессов межличностной коммуникации, обеспечивая лежащие в их основе механизмы эмпатии. Соответственно такие сооционические функции, как логика, этика, интуиция, сенсорика, связанные со спецификой организации межполушарного взаимодействия, рассматриваются как внутриполушарные функции.

    Таким образом, два полушария действительно обладают специализированными функциями, но в интактном мозге они работают вместе, обусловливая приспособляемость человека и его необыкновенные способности к решению задач. В связи с особым интересном к функциям разных полушарий у некоторых нейробиологов возникал вопрос, нет ли каких-то анатомических или физиологических различий между полушариями, которые позволяли бы объяснить их специализацию. До недавнего времени считалось, что два полушария анатомически идентичны. Однако исследования, проведенные в последние время, показали, что существуют заметные анатомические различия между полушариями. Например, полученные данные указывают, что приблизительно в 70% случаев planum temporale в левом полушарие крупнее, чем в правом полушарии. Также, в множестве исследованиях был обнаружен еще ряд проявлений асимметрии, большая часть которых коррелирует с функциональной право- или леворукостью (Bogen J.E., 1969; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988).

    Из источников известно, что сам же мыслительный процесс всегда требует участия обоих полушарий и включает несколько последовательных этапов: когда доминирует левое, то результаты мыслительной деятельности, достигнутые к этому моменту, могут быть вербализированы и осознаны; когда доминирует правое, мыслительный процесс, развиваясь имманентно, не может быть осознано вербализован. И только когда вновь доминирует левое, возникает ощущение внезапности полученного результата, несвязанности его с состояниями, непосредственно предшествовавшими его получению, неосознанности, на подготовительных этапах, на промежуточных операциях. В таких случаях обычно считается, что решение найдено интуитивно, а обратная связь свидетельствует о получении интуитивного решения, замыкается через возникающие эмоциональные ощущения (Богоявленская Д.В., 1983).

    Но, тем не менее, в соответствии с доминированием того или иного полушария головного мозга существует четыре основных типа мышления, которые (Торренс Е.П., 1990):

    • подход с преобладающей активностью левого полушария (левосторонние) при котором основную роль играет логический анализ. Человек с таким когнитивным типом предпочитает использовать логико-вербальный подход и конкретные задачи;

    • подход с преобладающей активностью правого полушария (правосторонние), который отличается преобладающим использованием интуиции.

    • смешанный подход, при котором в зависимости от ситуации используется левый или правый «мозг». Относительно слабая взаимосвязь между полушариями предполагает наличие у такой личности переходов от правосторонней стратегии мышления к левосторонней стратегии, или наоборот.

    • совмещенная стратегия, при которой совмещены правосторонний и левосторонний подходы. Такой человек использует одновременно оба полушария.

    Учеными было проведено большое количество исследований феномена функциональной межполушарной асимметрии головного мозга и было обнаружено многообразие сенсорных и моторных асимметрий (Auriol B., 1985; Valière-Monaud M., Roth G., Ribo J., 1978; Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Торренс Е.П., 1990; Таланов В.Л., 1990; Данилова Н.Н., 1998;).

    Моторная асимметрия, согласно Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А. (1988), представляет собой совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.

    Многообразны функциональные асимметрии рук: у преобладающего большинства населения земли правая рука превосходит левую по силе, также руки неравны по точности и скорости движений, совершаемых в разных направлениях. Так, точность движений правой руки уменьшается при перемещении тела вправо, левой - при перемещении тела влево (Розен А., 1970). Движения ведущей руки дозируются, управляются, осознаются точнее.

    При рассмотрении функциональной асимметрии ног получаем: ноги по размеру и длине не совсем равны. Левая нога «относительно чаще крупнее, чем правая», но относительное число людей с преобладанием левой ноги над правой меньше, чем с преобладанием правой руки над левой - 50-60%. «А нога не столь бросающегося в глаза на верхних конечностях разделение труда»; а «равноножие» должно быть более частым, чем «равноручее» (Брандт А.У., 1927). То, что ноги неравны по силе, зависит от образа жизни. Ведущая нога считается более маневренной.

    Для большинства людей характерно сочетание праворукости с левой ведущей ногой (Жеденев В.Н., 1962), хотя было высказано и мнение о более частом доминировании руки и ноги одной стороны (Annet M., 1972).

    Согласно Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А. (1988), сенсорная асимметрия – совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств.

    Исследования функциональной асимметрии зрения показали, что с помощью глаз воспринимается 90% информации (Линдгрен Н., 1962; Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А., 1988). В бинокулярном зрении по Г.А. Литинскому (1929), зрительные впечатления каждого из глаз обладают не одинаковой силой и качеством, «перевешивает впечатлительная способность одного из глаз и это превалирование чаще на правом глазу». Кроме того были выявлены различия остроты зрения и цветоощущения (Иванов В.В., 1978). Так же различна прицельная способность и локализация объекта в пространстве, наиболее часто преобладает правый глаз. Различны и поля зрения (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988).

    При изучении особенностей функциональной асимметрии слуха были установлены различия остроты слуха: лучшая чувствительность левого уха (Valière-Monaud M., Roth G., Ribo J., 1978; Неймарк М.Т., 1954).

    Сочетание же доминирования тех или иных моторных и сенсорных асимметрий составляют профиль латеральной организации (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988). В практической части настоящей работы у испытуемых были определены все выше перечисленные сенсорные и моторные асимметрии, а тем самым был выявлен характерный каждой группе свой профиль латеральной организации.

    Были обнаружены также и половые различия, при рассмотрении данных, полученных при исследовании функциональной асимметрии головного мозга у мужчин и женщин (Спрингер С., Дейч Г., 1983). Согласно утверждениям Спрингер С. и Дейч Г., женщины превосходят мужчин в широкой области навыков, требующих использования языка, а мужчины превосходят женщин в решении задач, пространственных по природе. У женщин языковые и пространственные способности представлены более билатерально, чем у мужчин.

    Таким образом, проанализировав труды, посвященные проблеме функциональной асимметрии головного мозга, все особенности полушарий головного мозга можно изложить кратко в таблице:


    Левое полушарие

    Правое полушарие

    Логическое

    Аналитическое

    Речевое

    Планомерное

    Дискретное

    Последовательное Реалистическое

    Интуитивное

    Синтетическое

    Образное

    Спонтанное

    Непрерывное

    Симультанное

    Импульсное


    Подводя итог анализу литературы, посвященной функциональной межполушарной асимметрии, видим, что функциональную межполушарную асимметрию можно представить в виде двух основных парадигм: латерализация психических функций (память, эмоции, речь, мышление) и латерализацию способа обработки информации (Auriol B., 1985; Плотников В.В., Вязован В., 1986; Ротенберг В.Т., 1937; Московичюте Л.И., Голод В.И., 1989). И взаимодействие полушарий носит циклический характер: доминирование одного сменяется доминированием другого. Цикл может многократно повторяться, что обеспечивает поэтапное включение качественно различные стратегии полушарий в обработке поступающей информации. Благодаря сочетанию моторных и сенсорных асимметрий можно определять различные профили латеральной организации.

    Ю. Дефуа


    Литература:

    1. Annett M.A. Coordination of hand preference and skill replicated // British Journal of psychology, 1976, № 67.

    2. Auriol B. Genèse de la latéralité. Actes du Carrefour «Naissances» E.P.E., Toulouse, 1985.
    3. Bogen J.E. The other side of the brain: ll. An appositional mind. Bulletin of the Los Angeles Artheer S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin, 1985.

    4. Herrmann N. The creative brain. – Lake Lure, N.Y.: Brain Books, 1988.

    5. Omny, volume 12, № 10, July 1990.


    6. Valière-Monaud М., Roth G., Ribo J. Oreille gauche, oreille droite. Recherche sur la latéralité auditive. Mémoire d'Orthophonie – Toulouse III, 1978.

    7. William James Psychology Briefer Course. Collier books. – N.Y., 1962.

    8. Wilson R.A. Quantum Psychology. How brain software programs you and your world. – Tempe, Arizona U.S.A., 1996.

    9. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: «Мир», 1988.

    10. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М.: «Медицина», 1988.

    11. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика ФС. – М: МГУ, 1992.

    12. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М., 1998.

    13. Дикая Л.А. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека в динамике обучающего видеотренинга. – Р-на-Д., 1996.

    14. Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. – Р-на-Д.: РГУ, 1988.

    15. Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. – М.: «Сов. радио», 1978.

    16. Костандов Э.А. Осозноваемые и неосознаваемые формы высшей нервной деятельности человека. Механизмы деятельности мозга человека / Ч. 1. Нейрофизиология человека. – Л.: «Наука», 2001. С. 491 – 526.

    17. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.

    18. Краткий психологический словарь. – Р-на-Д.: «Феникс», 1999.

    19. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: «Флинта», 1997.

    20. Сандомирский М.Е. Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания. // Из Хаоса в Космос.// - М., 1995.

    21. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М.: «Мир», 1983.

    22. Таланов В.Л. Определение полушарного доминирования по количественному показателю асимметрии ведущего глаза, диагностируемому методу бинокулярной конкуренции с применением матриц цифровых или буквенных стимулов (гаплоскопия). – М., 1990


    Написано для сайтов " Самопознание — Путь Домой " и " Психологическая помощь "

    Публикация статьи на других сайтах и блогах возможна только при сохранении ссылки на один из первоисточников  http://duhovnyyput.ucoz.com/ или  http://consultante.ucoz.com/


    Категория: Авторские статьи сайта "Самопознания - Путь Домой" » | Добавил: Странница_грёз (2013-10-30) | Автор: Дефуа
    Просмотров: 2157 | Рейтинг: 5.0/2 



    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2016
    Наш опрос
    Кто Вы по профессии или кем работаете
    Всего ответов: 865
    Вопросы
    Фраза дня
    Комментарии
    Юлечка , и мне, пожалуйста, 35334 Далее...Пообщаемся? Далее...Здравствуйте, Анастасия!
    Ваша жизнь будет состоять из подъемов Далее...

    Мини-чат


    Авторские тесты    Стена    Помощь    Обратная связь    Наша кнопка. Обмен ссылками    Друзья сайта    Каталог сайтов

    Копирование или перепечатка любых материалов с сайта разрешена только при ссылки на сайт и авторов!

    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Информер тиц и PR Рейтинг@Mail.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Numen.ru Этот сайт защищен «Site Guard» Rambler's Top100 Самопознание – Путь Домой S2M Психология 100 Практический психолог Дефуа Наталья Яндекс цитирования
    Используются технологии uCoz