Подвергая искушению,
не мечтай об исполнении желания.
Исполнились желания — значит претерпел
искушения, сам того не осознавая.
Искушения
бывают разными, а борьба с ними — это
постоянная борьба с самим собой,
работоборство со страстями, помыслами,
лукавством и т. д. Очищение ума и сердца
от козней дьявольских — все это и есть
духовная жизнь.
Невидимая
брань — брань Господня — борьба с врагом
безтелестным и неявным, то есть с демонами
злыми и человеконенавистными, день и
ночь не прекращающими воевать против
людей (искушать нас).
Местом
брани является наше сердце и весь
«внутренний» человек. Время брани
— вся наша жизнь. Оружием:
Мечем
является молитва сердечная, бесмевестная,
мысленная.
Копьем
— твердая решимость.
Щитом
и кольчугой — вера в Бога и
упование на него.
Шлемом
— не надеяния на себя.
Поясом
— отсечение плотских страстей.
Обувью
— смирение.
Броней
— покаяние.
Шпорами
— терпение в искушениях и отгонение
нерадения.
Пищей,
которая подкрепляет — причастие
и богообщение мыслями.
Мир
сердца — цель брани духовной и мощное
средство для одержания побед.
«Жизнь
человека — не что иное как непрерывная
борьба и непрерывные искушения» (Иов.
7,1).
Искушения
вызывают борьбу. И чтобы эту борьбу
человек мог вести, ему надо в первую
очередь преодолеть нерадение.
Нерадение
— это нерадивый; разглядывание что
там, что здесь; пустые разговоры;
праздность; лень; притяжение к земному.
Нерадение
поражает не только волю — отвращение
от всякого труда, в том числе и от
духовного, но и ослепляет ум, не давая
узреть свою неразумность и лживые
помыслы, не допускает
к сознанию здравого суждения.
Обременительным чувствуешь себя и без
дел — это болезнь лености и нерадения
ядом своим расстилает еще малые корни
без которых бы выросли добродетельные
навыки.
Многообразны
козни врагов наших (демонов) — лукавство,
хитрость, мысленные и чувственные
(паразиты сознания и эмоций), различные
телесные фантазии. Особенно опасны
вносящие в наше сердце неверие, отчаяние,
тщеславие, преображение демонов в
ангелов света.
И
чтобы издали усмотреть врага, искушение
им насланное, необходимы упражнения
ума
и воли.
Для
этого необходим мир и спокойствие
сердца, человек не должен быть рассеянным.
Поскольку рассеянный человек не
постоянен, его сердечные ощущения лишены
глубины и силы, он чужд любви к ближнему,
равнодушен, скорби сильно действуют на
него, приводя к бесконечному унынию.
Надо быть бдительным и внимательным,
отгонять от своего ума мечты и мнения.
Чтобы хранить
мир внутренний
необходимо:
держать
в порядке свои внешние чувства;
расположиться
любить всех людей;
хранить
свою совесть незапятнанной, чтобы она
не грызла;
без
смущения сносить всякие неприятности.
Смирение,
мир сердечный и кротость взаимосвязаны
друг с другом, вот что пишется в духовной
литературе: «Берегись самого себя»,
«Все что отделяет от внутреннего
спокойствия и смирения есть ложь».
Мир
сердца возмущают страсти, нельзя
допускать страсти до сердца. Пока мирно
сердце, победа над искушением любого
рода не затруднительна. Утерянный
внутренний мир сердца восстанавливается
раскаянием и молитвой.
Покается
значит осознать, раскаяться в своих
грехах и больше никогда не возвращаться
к ним «как пес на блевотину» (Иисус, Евг.
от Иоан.).
Кто
установит вражду с искушениями, насильно
отогнав от них ум, сердце и тело, тому
дается Богом дар — зрение своих грехов,
так как «блаженна душа, узревшая
гнездящийся в себе грех».
Человек
не может раскаяться, не увидев своего
греха. А чтобы раскаяться надо погрузиться
в молитвенное молчание и плач душевный
перед Богом, а если это трудно, то
произносить смиренную молитву о прощении
грехов и исцеление от «греховных
страстей».
Так же,
большим грехом является воображение и
память о чем-то или ком-то, так как
отвлекают внимание от Бога и наводит
на суету. «Воображение есть сила не
разумная, действующая механически по
законам сочетания образов. Духовная
жизнь есть образ чистой свободы. И его
деятельность не совместимы с сею жизнью»
(Св. Феофан). Бог есть вне всех чувств,
вне всякого вида, цвета, меры, места, без
образа, без вида и есть везде, и наивыше
всего. Он есть вне всякого воображения.
«Воображение
— есть мост, через который демоны
проходят в наши души, смешиваются с ней
и делают ее пчельником трутней, жилищем
страшных и злых, и богопротивных помыслов
и страстей» (Св. Феофан). Чтобы этого
избежать надо хранить свой ум безобразным,
чистым как создал его Бог. И чтобы этого
достичь «возврати ум в себе, заключи в
сердце своем и научи его охотно пребывать
там внутри» - это достигается сокрушительной
молитвой, внутренним словом «Господи,
Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй мя».
Ум
протискивается через тесный, узкий
проход в сердце и с помощью «умной
молитвы» сбрасываются с него всякие
воображения и впечатления, и уму делается
чистым, светлым, готовым к единению с
Богом. Тогда и желания все наши исполняются.
Когда
ученики спросили Иисуса: «Как нам
молится».
Он им
ответил: «Читайте «Отче Наш», а что вы
хотите, я и так знаю».
Когда подвергся
искушениям обратись к Господу, осуди
себя и укори, упади вниз душой и телом,
и проси: «Помилуй мя Боже по великой
милости твоей», пока не почувствуешь
себя виновным и милованным так, чтобы
вина и милость стали единым чувством.
Это благодать всходит так на всякого
кающегося. При сердечном покаянии
происходит самоосуждении, самосокрушении
и молитве упования о помиловании.
Автор: О. Евсина.
Литература:
«Невидимая
брань» Св. Феофан. Изд. «Свято-Успенского
Псково-Печерского монастыря», 1994.
«Покояние
и исповедь» В.П. Ведянцев. Изд. С.-П.,
2001.
«Православный
календарь» Игнатий Брянчиков. М., 2006.
Написано для сайта "Самопознание - Путь Домой" Публикация статьи на других сайтах возможна только при сохранении ссылки на первоисточник http://duhovnyyput.ucoz.com
|