Четверг, 2024-04-25, 5:47 PM
Самопознание - Путь Домой
Главная Форум Тесты Книги Астрологический прогноз Видео Онлайн игры Аудио О сайте
Авторские статьи Карта сайта Скрижали мудрых Регистрация Вход Приветствую Вас, Гость  RSS
Разделы
Подразделы
Авторские статьи сайта "Самопознания - Путь Домой" » [447]
Виртуальная часовня
Поиск по сайту
Тайны жизни
Анонсы
  • О чём говорит поза, в которой вы спите.
  • Индиго, Зеленые, Красные, Черные. Кто они?
  • Народные способы очищения кожи.
  • Булату Окуджаве
  • Деревенская сага.

  • Фотоальбомы
    Cегодня празднуют
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Авторские статьи "Самопознания - Путь Домой" » Авторские статьи сайта "Самопознания - Путь Домой" »

    Особенности креативной личности и роль интуиции в творческом процессе.

    Давайте рассмотрем особенности креативной личности. Пикассо считает, что главное различие между творческими и интеллектуальными личностями заключается во фразе: «Я не ищу, а нахожу». Но с другой стороны, совершенно ясно, что интеллектуальные и творческие качества должны сочетаться. Для того, чтобы «творческий дух» проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людей интеллектуальные и творческие способности тесно связаны друг с другом; у человека с нормальным интеллектом обычно имеются нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит где-то в области IQ 120; дальше корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает (Getzels, Jackson, 1962). Также Kogan, Wallarh (Ж. Годфруа, 1992) исследовали соотношение творческих и интеллектуальных способностей у детей 11-12 лет. Творческое мышление проявляется во всех областях человеческой деятельности. Известно, что между мужчинами и женщинами в отношении творческих способностей различий нет.

    Каждый человек обладает достаточно большим набором поведенческих реакций, обобщаемых в название — личностные черты. Теперь поближе познакомимся с личностными чертами, присущими креативным людям. Например, творчески одаренным людям характерны высокий уровень индивидуальной андрогении, т. е. Творчески одаренные мужчины обладают многими чертами стереотипно считающими «женскими» - интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом и т. д. С другой стороны, творчески одаренные женщины проявляют многие традиционно мужские качества — независимость, самоутверждение, честолюбие (С. Спрингер, Г. Дейч, 1983).

    Независимость суждений позволяет творческим личностям исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными, не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков может быть весьма неоднозначными.

    Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремиться объединить данные из различных областей. Креативные люди предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым, и, голова у них полна всякого рода чудных идей. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно, принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения. Некоторые творческие люди склонны настолько увлекаться своими особыми интересами и способностями, что их поведение действительно эксцентрично (Ж. Годфруа, 1992).

    Или как пишет американский психолог Л.С. Кьюби: «Творческая личность — это такая, которая некоторым, сегодня еще случайным образом сохранила способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной мере одаренными».

    Надо отметить, что нет единой точки зрения в отношении мотивационных характеристик креативности. Одни исследователи полагают, что креативные индивиды имеют общую тенденцию к самовыражению, достижению «соответствия своим возможностям». Согласно второй точке зрения, мотивация креативных личностей представляет собой тенденцию к риску, основанную на желании достичь и проверить свои предельные возможности (M. Dellas, E.L. Gaier, 1970).

    Кроме того, данными авторами исследовалась связь творческих достижений личности с неврозами. Они отмечают, что высоко креативные индивиды обладают большей силой духа, стойкостью к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам. В противоположность этим утверждениям Л. Кронбах склонен связывать проявление креативности с некоторыми патологическими чертами индивидов, заключающимися в плохой регуляции мыслительных процессов, неумение владеть качественным «просеиванием идей».

    Б. Олмо (Я.А. Пономарев, 1976) выделяет такие черты творческой личности:

        1. Способность находить и формулировать проблемы;

        2. Способность к генерированию большого количества разнообразных идей;

        3. Оригинальность, т. е. Способность реагировать на ситуацию нейтральным способом, отличаются от «усредненных» ответов;

        4. Умение усовершенствовать тот или иной объект, добавив к нему определенную деталь, новшество;

        5. Дар решать проблемы, т. е. Способность к анализу и синтезу;

        6. Гибкость мышления.


    Кохут (Г. Лейтц, 1993), в свою очередь, выделяет 5 креативных качеств:

        1. Творческая одаренность и работа;

        2. Умение вчувствоваться (эмпатия);

        3. Способность осознавать ограниченность собственной жизни;

        4. Чувство юмора;

        5. Мудрость.


    Кроме того, неотделимой составляющей творческого процесса является интуиция, благодаря, которой человек отгадывает скрытые гармонии и соотношения. Происходит синтез частей в единое целое достигается с помощью интуиции.

    Само понятие «интуиция» достаточно древнее и существует множество его трактовок, но общим для всех его толкований является подчеркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличии от опосредованного, дискурсивного. Данное понятие по сравнению с понятием «интеллект» развивалось в противоположном направлении. По мере того, как понятие «интеллект» становилось все более предметным, конкретным и содержательным, понятие «интуиция», в свою очередь, становилось все более беспредметным и абстрактным (М. Вертгеймер, 1987).

    Итак, интуиция — специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода (Р.М. Грановская, 1988). Р. Декарт считал, что с помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания.

    В настоящее время считается, что переход от одной логической системы к другой при рассуждении, возможны лишь с помощью интуиции. Ж. Пиаже рассматривает интуицию как образное мышление, характеризующее, главным образом, дологическую стадию развития интеллекта. Он считал, что с возрастом роль интуиции несколько уменьшается и она уступает место более социальному типу мышления — логике (Р.М. Грановская, 1988).

    З. Фрейд полагал, что интуиция — это скрытый бессознательный первопринцип творчества. Он выделял также характерные черты для интуиции:

      • непосредственное интуитивное познание — достижение цели без предшествующего рассуждения;

      • уверенность в правильности результата, как бы ничем не оправданная;

      • значимость предварительного накопления знаний (Р.М. Грановская, И.Я. Березная, 1991).

    Н.В. Гончаренко (1991) дал такое определение: «интуиция — феномен подсознательного вмешательства в творческий процесс неосознанных импульсов, играющих иногда исключительную роль в том порыве мысли, следствием которого является ее наиболее продуктивные взлёты. Высокоразвитая интуиция, подсознание и подсказывает часто гипотезу, догадку, т. е. Подготавливает тот творческий скачек мысли, который приводит ранее непреодолимую проблему к разрешению.

    А. Маслоу (Интуиция, логика, творчество, 1987) утверждал, что логические и чувственные компоненты дополняют друг друга. Он выделил две фазы:

        1. Первая фаза характеризуется импровизацией и вдохновением. При этом творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, и живет только настоящим моментом, человек полностью погружен в предмет, очарован и загружен настоящим, текущей ситуацией, происходящей здесь и сейчас, предметом своих занятий.

        2. Вторая фаза — это разработка или логическая разработка идей, возникающих в первой стадии.

    В качестве основных особенностей интуитивного решения, обычно, отмечают чувственность образов, неосознанность способов получения результата, большую значимость пространственно-временных компонентов, целостность восприятия. Все это является функциями правого полушария головного мозга человека. Но поскольку результат интуитивного решения осознается и сможет быть оречевлен, а также проверен на логическую непротиворечивость, в таком случае, необходимо отменить, участие и левого полушария головного мозга. Обычно никакие подготовительные и промежуточные этапы этого процесса не осознаются (Р.М. Грановская, 1988).

    Создается впечатление, что за счет многократных межполушарных переходов творческий процесс решения сложной задачи имеет не однонаправленный, а как бы полуциклический характер. При этом, на каждом цикле вводиться новая информация и используются новые методы её анализа, и, тем самым, продвигается решение задачи. Вероятность каждого из переходов зависит от этапа решения и типа задачи. Таким образом, правое и левое полушария играют в процессе интуитивного решения каждое свою роль. То есть логика гарантирует достоверность и служит орудием доказательства. А правосторонняя обработка информации, способствует целостному восприятию, служит орудием изобретательства. Интуитивный и осознанный процессы выбора решений тесно переплетаются и представляют собой последовательность логических и подсознательных этапов. Существуют пять основных видов теорий на то, в каком полушарии происходит интуитивное решение «задачи», а поскольку интуиция на прямую связана с творческим процессом, то и на него:

        1. В левом полушарии происходит постановка задачи, затем происходит неожиданное решение (в правом) и осознание результата — снова в левом.

        2. Постановка задачи происходит в правом полушарии; решение и осознание результатов — в левом.

        3. Постановка задачи и решение происходит в правом полушарии, а осознание результата в левом.

        4. Постановка задачи, решение и осознание результата — все происходит в левом полушарии.

        5. Постановка, решение и осознание результата — все происходит в правом полушарии (Р.М. Грановская, И.Я. Березная, 1991).


    Ю. Дефуа



    Литература:


    1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - «Ростов. Универ.», 1983

    2. Ветгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: «Пргресс», 1987.

    3. Годфруа Ж. Что такое психология, т. 1 – М: «Мир», 1992.

    4. Гончаренко Н.В. Гений в исскустве и науке. - М.: «Исскуство», 1991.

    5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л: ЛГУ, 1988.

    6. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. – Л: ЛГУ, 1991.


    7. Интуиция, логика, творчество, Сб. – М.: «Наука», 1987.

    8. Лейтц Г. Психодрама. - М., 1993.
    9. Подклетнова И.М., Таратынова И.В., ЭЭГ-корреляты творческой деятельности. Сб. Психофизиологический эксперимент. Методическое и техническое обеспечение. - М. «Наука», 1990.

    10. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: «Наука», 1976.

    11. Психологический словарь. – М.: «Педагогика-пресс», 1996.

    12. Развитие творческой активности школьников. /Под ред. Матюшкина А.М./ - М.: «Педагогика», 1991.

    13. Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. – М.: «Наука», 1993.

    14. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М.: «Мир», 1983.


    15. Творческая деятельность. Сб. Психофизиологический эксперимент. Методическое и обеспечение. – М.: «Наука», 1990.
    16. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. - Ростов – на – Дону, 1992.



    Написано для сайтов " Самопознание — Путь Домой " и " Психологическая помощь "

    Публикация статьи на других сайтах и блогах возможна только при сохранении ссылки на один из первоисточников  http://duhovnyyput.ucoz.com/ или  http://consultante.ucoz.com/

    Категория: Авторские статьи сайта "Самопознания - Путь Домой" » | Добавил: Странница_грёз (2013-10-08) | Автор: Дефуа
    Просмотров: 2151 | Рейтинг: 5.0/2 



    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright MyCorp © 2024
    Наш опрос
    Я ощущаю себя счастливым (ой):
    Всего ответов: 342
    Вопросы
    Фраза дня
    Комментарии
    Чёрного мага очень сложно найти. В основном, везде "ведьмы" и "колдуны", которые таковыми не являются. У них поверхностные знания о ритуалах и в целом о чёрной магии, а настоящей Силы нет. Далее...Конференция «Новые возможности терапии злокачественных новообразований Далее...Палец короля
    Владимир Шебзухов

    У африканских корол Далее...

    Мини-чат


    Авторские тесты    Стена    Помощь    Обратная связь    Наша кнопка. Обмен ссылками    Друзья сайта    Каталог сайтов

    Копирование или перепечатка любых материалов с сайта разрешена только при ссылки на сайт и авторов!

    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Информер тиц и PR Рейтинг@Mail.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Numen.ru Этот сайт защищен «Site Guard» Rambler's Top100 Самопознание – Путь Домой S2M Психология 100 Практический психолог Дефуа Наталья Яндекс цитирования
    Используются технологии uCoz