«Числа» Пифагора Вот что можно узнать из книги «Нумерология и судьба» Сони Дьюси. Автор на странице 9 говорит, что числа являются основными строительными элементами всего сущего на Земле, то есть в физическом мире. (Сильное утверждение, однако. Комментировать, думаю, не имеет смысла.) Но при этом отмечает, что числа не материальны. Фактически утверждается, что форма и содержание не соответствуют друг – другу.
На странице 79 говорится, что числа являются символами, движущимися частицами энергии. Вопрос: символами всё же или частицами энергии?
И добавляет, что атомы такие же сгустки энергии. А затем, противореча своему утверждению на странице 9, говорит, что именно из атомов состоят материальные объекты.
Для начала неплохо было бы определиться, из чего же состоит всё сущее в физическом мире – из нематериальных чисел, которые при этом есть символы и частицы энергии одновременно или из обычных атомов.
Но сначала, видимо, надо решить сложную дилемму – числа всё же нематериальны или они - сгустки энергии?
Усидеть на двух стульях одновременно всегда считалось сложной задачей.
Читаем далее на странице 9. Заявление в русле предыдущих: оказывается числа находятся в постоянном движении, при этом они обладают способностью к адаптации в меняющихся условиях окружающего мира. Но поскольку способность к адаптации имеют лишь живые организмы, следовательно, необходимо сделать вывод о том, что числа входят в их группу. Должно быть, под микроскопом хорошо видно, как числа активны, не сидится всё им на месте, движутся и движутся.
С учётом всего сказанного можно сделать вывод, что число является нематериальной формой жизни, существующей в мире материальном, а в качестве скафандра им используется сгусток энергии.
Вот человечество натворило!
А ведь преследовались сугубо практические и совершенно не амбициозные цели.
Без шуток, Соня Дьюси считает себя, как и многие другие, последователем Пифагора.
А что же сам Пифагор?
Те, кто называет себя его последователями, трактуют его учение таким образом, что число предстаёт объективно существующей самостоятельной единицей мира. Тем самым они противоречат здравому смыслу, с позиции которого число является продуктом деятельности мозга человека, субъективно существующим понятием.
Почему же возникло такое противоречие? Неужели Пифагору был чужд здравый смысл, и он игнорировал объективную реальность, при том, что сам же изучал закономерности её существования? Или дело в чём-то другом?
inomir.ru
Пифагор не оставил письменного наследия. Детали его жизни и его различных доктрин, религиозных и нерелигиозных, известны только благодаря его ученикам и комментаторам. В результате известная нам биография Пифагора крайне отрывочна, во многом состоит из поздних интерпретаций и вставок, и, таким образом, не может считаться достоверной.
Если не останавливаться на полпути, то следует сделать вывод, что не только биография Пифагора не может считаться достоверной. Существует вероятность того, что его учение могло быть истолковано не совсем верно.
Несмотря на то, что по этому поводу сказано уже много, попробуем ещё раз разобраться в наследии Пифагора.
Виктор Фирсов "Тайная жизнь чисел".
Трудно решить, что же понимали пифагорейцы под числами - первоматерию, первообразы, суть вещей или сами вещи, и специалисты отмечают эту неясность в изложении основ. Дело в том, что мы читаем пифагорейцев в пересказе. Да и сами они не слишком-то и афишировали свои находки.
Вполне вероятно, что в возникающих неясностях могут быть виновны не только пересказчики. Сам Пифагор мог вкладывать в понятие числа более, чем один смысл. Потому его последователям было трудно разобраться во всём этом многообразии. Кроме прямого значения слова, Пифагор мог использовать его в качестве образного выражения для обозначения других вещей, сходных по какому-либо признаку с обычным числом.
Соня Дьюси приводит в своей книге на странице 21 слова ученика Пифагора Прокла: « Ранее математических цифр существуют Самодвижные Цифры, прежде возникновения материального мира двигающиеся по невидимым кругам; круги же эти – абсолютное ничто, поскольку бесконечны и всеобщи».
Какой бы смысл ни вкладывал Прокл в понятие Самодвижных Цифр, из его цитаты определённо ясно видно, что он с одной стороны различает их и обычные числа, поскольку одни - принадлежность нематериального мира, а другие, напротив, находятся в мире материальном. И вместе с тем подчёркивает их соответствие, называя и те, и другие «цифрами».
Что бы не получалось путаницы, думаю, будет справедливо разделить эти два понятия – число и Число Пифагора.
inomir.ru
Пифагор воспринимал числа как Божественные Понятия, идеи Бога, который создал Вселенную бесконечного разнообразия, упорядоченную по принципу чисел.
То есть, слово «число» в одном из значений Пифагор употреблял для обозначения Идей Бога, которые Он (Бог) воплотил при создании Вселенной. В чём заключаются эти Идеи Бога?
inomir.ru
Пифагор воспринимал числа как Божественные Понятия, идеи Бога, который создал Вселенную бесконечного разнообразия, упорядоченную по принципу чисел.
То есть в основе строения мира находятся принципы, соответствующие принципу чисел.
Следовательно, Идеи Бога – это принципы мироустройства.
Но факт их соответствия с принципами чисел не даёт права говорить, что в основе мира заложены числа, поскольку, опустив только одно слово – «принцип», получаем совершенно другой смысл выражения.
В чём состоит этот принцип?
Вот что находим по этому поводу у Алексея А. Корнеева в размещённой в интернете «Семеричной таблице умножения»:
<…. «Все из Первочисла Семь и все есть Седмица».
И снова иносказательность. Расшифровка следует:
И здесь необходимо затронуть вопрос: о каком Числе ведется речь?….>
<…. Пифагор придавал большую важность Гептаде - числу 7…семь символизирует соединение человека с Божеством - мистическую природу человека, состоящего из тройного духовного тела и четырёхсоставной материальной формы.
… Это число адептов, Великих Посвящённых, так как 7 есть всеобщий закон эволюции - полное осуществление всего, проходящего через семь ступеней….>
Иными словами, Пифагор считал, что среди всех принципов, заложенных в основе всего сущего, главную роль играет принцип числа 7. В данном случае именно числа, поскольку речь идёт о количестве, равном семи.
Вместе с тем существуют и другие принципы мироздания, которые можно соотнести с числом.
Занимаясь гармонией, пифагорейцы пришли к выводу, что качественные отличия звуков обусловливаются чисто количественными различиями длин струн или флейт.
То есть количественные изменения влекут за собой преобразования качественные – в этом заключается принцип строения числового ряда.
inomir.ru
Если соотношение нот в музыкальном звукоряде можно выразить в числовых терминах, тогда необычные и, казалось бы, разрозненные явления Вселенной можно тоже было свести к ним же.
Иными словами, в основе мира заложены те же принципы, что и в системе построения числового ряда.
Выстраивается логическая цепочка:
Анекдот, как говорится «в тему», несмотря на то, что называется «Женская логика».
Едут люди в автобусе. Мужчина просит стоящую с ним рядом женщину:
- Рыбонька, передайте кондуктору деньги на билет.
Женщина размышляет: «Рыбонька – значит, рыбка; рыбка – значит, рыба; рыба – значит, щука; щука – значит, кусается; кусается – значит, собака ; собака – значит,..»
- Люди! Он меня с…й назвал!!!
Связь между «рыбонькой» и самкой собаки понятна только этой логичной женщине, а для остальных пассажиров автобуса, не ознакомленных со всей логической цепочкой, крик души остался непонятен.
Со времени смерти Пифагора человечество, очевидно, находится в положении таких же пассажиров автобуса.
Вполне вероятно, что сам Пифагор, опустил несколько ключевых слов, упростив таким способом выражение для «внутреннего» пользования. Или наоборот, поскольку его учение было эзотерическим, то таким способом он пытался сохранить тайну знаний.
Для учеников Пифагора, посвящённых в тонкости его учения, изъятие из логической цепочки средних элементов не повлияло на восприятие её смысла, чего нельзя сказать об остальных, до которых наследие великого учёного дошло окольными путями. В результате мысль о том, что в основе мира заложены числа, стала пониматься буквально.
И его знаменитое «Всё из числа. И всё есть число» так же не следует понимать буквально.
«Всё из числа»:
1. всё происходит из принципа числа (числового ряда);
2. всё состоит из числа – количества.
Потому «Всё есть число», а так же:
всё можно описать числом.
По всей видимости, числа обрели вибрации аналогичным способом.
inomir.ru
То, что сегодня мы называем Пифагорейской мистикой числа, фактически, имеет египетское происхождение и соответствует базовой основе философии в науке и искусстве Древнего Египта. В Египте Пифагор проникся идеей о том, что все в окружающем мире - это число. Каждое число имеет свою собственную особенную вибрацию и ритм.
Не случайно в концепции "Логос - Слово" (зародившейся в древнем Египте) Слово изначально связывается с определенной вибрацией.
Вероятно, была выстроена логическая цепочка
Позже Пифагор мог развить далее это направление, упрочить позиции цепи
inomir.ru
Представляя, что музыка — это не что иное, как серия вибраций, Пифагор был первым, кто открыл числовые выражения интервалов музыкального строя. Он перекинул мост между космическим музыкальным хором и числом, заявив, что числа лежат в основе всего сущего.
inomir.ru
Открытие музыкальных интервалов навело их на мысль, что этот принцип может быть математическим
Таким образом были связаны числа и музыка.
После того, как были связаны музыка и числа, появилась возможность для выстраивания новой логической цепочки:
Конечно, без письменного наследия Пифагора возможно только строить предположения
относительно всех неясностей его учения, однако с большой долей вероятности можно сказать, что слово «число» он использовал не только в его прямом значении, но и в качестве образного выражения для обозначения других вещей.
А в основе всех процессов и явлений заложены всё же идеи. То есть, говоря современным языком, программы. Числа же им соответствуют. При этом нельзя сказать, что идеи соответствуют числам, поскольку ещё одним принципом мироздания является принцип причинно – следственной связи. В данном случае причинно – следственная связь устанавливается в пользу первичности идей.
Возникает вопрос, почему Пифагор не называл вещи своими именами?
Причин могло быть несколько, и хотя все они будут гипотезами, всё же выглядят достаточно правдоподобно.
К двум из них, которые приведены выше, можно добавить ещё три.
Во – первых, возможно Пифагору просто не хватило знаний современной науки.
Во – вторых, свои знания Пифагор вынес, в том числе, из Египта. А в Египет по предположениям они могли попасть из легендарной Атлантиды.
Возможно, египтяне уже получили эти знания неполными. Так могло произойти по ряду объективных причин без чьего-либо намеренного утаивания знаний: Атлантида всё-таки затонула. Но могло случиться и обратное. Атланты адаптировали свои знания для понимания египтян, которые по сравнению с ними были цивилизацией, стоящей на более низкой ступени развития и имели более низкий уровень развития сознания. Оперировать пришлось понятиями, образами, доступными пониманию египтян того времени.
В – третьих, могло случиться и так, что уже сами египтяне, получив знания в полном объёме, упростили их, привели в соответствие со своим уровнем развития сознания.
Этот же подход замещения при описании сложных вещей, процессов простейшими образными выражениями используется во всех остальных древних артефактах, дошедших до наших времён. Например, в шумерских табличках. Или Ветхом Завете.
В данной ситуации наиболее верным может быть только один путь: взяв за основу древние знания, необходимо пропускать их через фильтр знаний современной науки и своего здравого смысла. Иначе в результате можно получить такие перлы (один из которых я поместила в начале), когда всё ставится с ног на голову. Вот ещё один пример потрясающего логического заключения:
inomir.ru
Как резонанс космических ритмов люди, символы, периоды времени, места, и все, что вообще существует в мире, может быть описано в цифровых терминах. То есть, все предметы и процессы в мире как таковые - это числа.
Напоминает извращённую логику: « Вы не видите Африку, но она существует. Значит, всё, что вы не видите – существует».
Вполне возможно, что глядя на наш материальный мир из мира духовного, всё видится иллюзией. Не существует на самом деле ни планет, ни камней, ни воды, как таковых. Но это ещё не повод говорить, что всё в нашем мире, как таковое, является числами. Для нас, осознающих своё существование в материальном мире, он является реальностью. В нём существуют разные вещи, существуют, как таковые. А число – это только число, существующее в сознании человека. Именно оно не существует в природе, как таковое.
Во многом проблемы современной нумерологии обязаны своим происхождением тем неясностям, которые наблюдаются в наследии Пифагора, в том виде, в котором оно дошло до нас . Оспаривать его (но все ли они его?) авторитетные аксиомы – дело неблагодарное. Видимо потому кажется проще пытаться подстраивать реальность под сомнительные на самом деле утверждения, несмотря на то, что это путь в никуда.
Однозначно, плодотворнее будет занять другую позицию, когда в качестве путеводной нити используется существующая реальность, и уже в соответствии с ней высказываются утверждения, выстраиваются теории. В противном случае можно зайти в такие дебри словоблудия, в которых окончательно потеряется из вида тот путь, намеченный изначально, ради которого, собственно, и начиналось это путешествие – путь познания.