Существует
множество видов йоги, в чем-то они схожи,
в чем уникальны. Рассмотреть все виды,
конечно, не реально, но уделим внимание
некоторым из наиболее известных
направлений йоги в настоящее время.
Хатха
йога - это самая
популярная разновидность
йоги на Западе.
Хатха-йога —
это учение о физической гармонии,
достигаемой с помощью физических средств
воздействия на организм (диета, дыхание,
асаны, бандхи, мудры), и психических
средств (медитация и концентрация
внимания во время выполнения асан,
пранаямы). Ахимса — это главный этический
принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги.
Этические принципы Хатха-Йоги описываются
в первых двух ступенях: Яма и Нияма.
Основные акценты Хатха йоги - это гибкость
и терпение. Она концентрируется на
совершенствовании физического тела с
целью влияния на ум и сознание. В ней
используются 84 позы йоги (асаны), 24 мудры
(энергетические печати) и 3 маха-мудры,
которые выполняются с контролем дыхания.
Каждое упражнение известным образом
воздействует на определённую часть
тела, орган или группу органов. Специально
подобранные комплексы асан, в которых
важную роль играет последовательность
упражнений, применяют для улучшения и
укрепления здоровья, для борьбы с
различными недугами. При выполнении
асан учитывают: дыхание (на задержке,
на вдохе или выдохе); точку, куда должно
быть направлено внимание. У некоторых
асан есть противопоказания к выполнению.
Болезни, как считают йоги, это неправильное
распередение жизненной энергии (праны)
в организме, и выполнение опрделённых
асан (а также выполнение пранаямы) ведёт
к правильному перераспределению праны
в организме, что и излечивает болезни,
как физического плана так и психического.
Следующей, более сложной чем асаны,
ступенью йоги являются дыхательные
техники. Хатха-йога помогает обрести
полноценное здоровье, задействовав
скрытые резервы собственного организма,
и своими силами, своей волей добиться
исцеления.
Раджа-йога
(«царская йога»),
также известна как классическая
йога или просто йога
— одна из шести
ортодоксальных школ в философии индуизма,
которая базируется на «Йога-сутрах»
Патанджали. Раджа-йога так называется
потому, что она направлена на работу с
умом. Ум традиционно считается «царём»
психо-физической структуры индивида,
который, сознательно или нет, следует
его приказам. Из-за природы взаимоотношений
между телом и умом, тело должно быть
сначала поставлено под контроль
посредством самодисциплины и очищено
различными способами. Перед началом
практики более возвышенных аспектов
йоги, необходимо достичь более высокого
уровня общего физического и психологического
здоровья. Разного рода дурные привычки
не дают возможности достичь духовной
уравновешенности. Через практики
воздержания (яма), такие как целибат,
отказ от алкоголя и наркотиков и
постоянное внимание ко всем своим
действиям на уровне тела, речи и ума,
человек становится способным заниматься
медитацией. Основная цель раджа-йоги —
контроль ума посредством медитации
(дхьяна), осознание разницы между
реальностью и иллюзией и достижение
освобождения. Практики, которые
обеспечивают для индивида возможность
достичь этого состояния, можно отнести
к раджа-йоге. Таким образом, раджа-йога
включает в себя, но одновременно стоит
в стороне от остальных видов йоги,
побуждая ум избегать сосредоточение
на различных практиках, которые могут
привести к созданию иллюзорных мысленных
объектов. В этом контексте раджа-йогу
называют «царской йогой» — все йогические
процессы рассматриваются как потенциальные
инструменты для достижения этой стадии
нирбиджа, которая выступает как пункт
отправления на пути очищения от кармы
и достижения мокши или нирваны.
Исторически, школы йоги, называющие
себя «раджа», предлагают своим ученикам
сочетание йогической практики с
философским мировоззрением подобного
рода. Поскольку практика раджа-йоги
делится на восемь этапов, её также
называют аштанга-йогой
«восьмиступенчатой йогой»:
Яма — нормы
поведения — самоограничение
Нияма —
следование религиозным правилам и
предписаниям — полное посвящение себя
духовным практикам
Асана —
объединение ума и тела посредством
физической деятельности
Пранаяма —
контролирование дыхания, приводящее
к объединению тела и ума
Пратьяхара
— отвлечение чувств от контакта с их
объектами
Дхарана —
целенаправленная сосредоточенность
ума
Дхьяна —
медитация (внутренняя деятельность,
которая постепенно приводит к самадхи)
Самадхи — умиротворённое
сверхсознательное состояние блаженного
осознания своей истинной природы
Но
иногда эти восемь уровней разделяют на
четыре низшие и четыре высшие. При этом,
низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой,
а высшие — принадлежат к раджа-йоге.
Совместная одновременная практика трёх
высших ступеней (дхарана, дхьяна, самадхи)
называется самьяма.
Итак,
раджа-йога нацелена на установление
контроля над умом. В то время как в
хатха-йоге садхана начинается с асан и
пранаямы, у практикующего раджа-йогу —
с обучения управлять умом, хотя
определённые минимальные практики асан
и пранаямы также имеют место, являясь
частью подготовительного процесса к
медитации и сосредоточению.
Тантра
йога
иногда считается чем-то отличным от
других тантрических практик. Некоторые
предпочитают практики медитаций и
дыхательные, другим нравятся сексуальные
техники, третьи посещают занятия
тантра-йоги
с акцентом на телесных упражнениях.
Исходное
понятие «тантра» происходит от санскр.
и обозначает «непрерывность», «связь»,
«нить». Но тем не менее, тантра
йога
является системой телесных и психических
техник, предназначенная для развития
осознанности человека (Шеха) и, как
следствие, преодоления им барьера
восприятия реальности лишь на основе
интерпретации информации, поступающей
в ум от органов восприятия и чувств. И
обычно тантра-йога представляет собой
работу с телом, выполняемая в паре с
партнёром чаще противоположного пола
и реже одного пола. Это асаны, в которых
партнёр помогает другому более полноценно
прогнуться или растянуть соответствующую
часть тела. При грамотном выполнении
это ещё сочетается с дыханием. В результате
практики тантрических техник расширяется
диапазон характеристик осознаваемого
функционирования тела и ума человека,
благодаря чему на определённом этапе
практикующий переживает, что привычное,
условно «нормальное» с точки зрения
современной психиатрии состояние
сознания является лишь одним из множества
иных состояний, в которых возможно
присутствие самоосознавания, но
изменяется механизм интерпретации умом
информации органов чувств. В результате
успешной практики тантрических техник
практикующий теряет обусловленность
своей личности и переживает себя как
безграничное внеличностное осознающее
существо, чье бытие имеет место вне
концепций двойственности, сущность
которого неотличима и неотделима от
Абсолюта.
Аштанга
Йога является
динамической практикой йоги, которая
включает в себя последовательности
асан, связанных между собой комплексами
движений — виньясами, и выполняемых
совместно с пранаямой, бандхами и дришти.
Во время выполнения практики сохраняется
дхьяна. Этот вид
йоги включает в
себя быстрые серии последовательных
поз, сосредоточения внимания и техники
дыхания разработанные Шри К. Паттабхи
Джойсом. Он основатель и директор
Научноисследовательского Института
Аштанга Йоги в Майсоре, Индия. Джойс
узнал этот метод от своего учителя,
Кришнамачарьи, и в свою очередь, преподал
многим превосходным западным преподавателям
типа Дэвида Свенсона, Тима Миллера,
Ричарда Фримана и многих других. Всего
в Аштанга системе шесть уровней,
восходящих по степени сложности, всвязи
с тем, что учащиеся прогрессируют. Позы
свыязаны вместе в непрерывный поток с
помощью дыхания уджайи. Постоянное
движение и дыхание Аштанга Йоги наращивает
силу, выносливость и увеличивает
гибкость. Это напряженный и энергичный
стиль. Хранитель традиции утверждает,
что не Йогу надо приспосабливать к
слабости и несовершенству практикующего,
а наоборот, практикующий должен развить
себя до соответствия идеалам Традиции.
Бхакти
йога - один из четырёх
основных видов йоги в философии индуизма.
Это путь преданности, обязательства и
полной отдачи себя любви к Божественному
как к своему Возлюбленному. Путь
преданности в большинстве мировых
религий проявляется в Бхакти йоге.
Практика бхакти-йоги направлена на
установление и культивацию личностных
взаимоотношений с одной из форм или
ипостасей Бога посредством бхакти —
служения Богу с любовью и преданностью.
Практика бхакти-йоги настоятельно
рекомендуется различными священными
писаниями индуизма как самый лёгкий и
действенный вид йоги в настоящую эпоху
Кали-югу. В «Бхагавата-пуране», бхакти
описывается как стадия совершенства
превосходящая по уровню духовного
осознания даже мокшу, а в «Бхагавад-гите»
провозглашается её превосходство над
остальными тремя основными видами йоги
— карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой.
Течения в индуизме, в которых бхакти
является основной практикой, называют
движениями бхакти. В вайшнавизме, одном
из основных направлений индуизма,
традиционно существуют девять
форм бхакти-йоги. следуя
одной или нескольким из них можно достичь
высшего совершенства — чистой любви к
Богу:
Шравана
(«слушание о Боге») — слушание историй
из священных писаний, повествующих о
Боге и повторение Святых Имён Бога
(джапа).
Киртана
(«прославление Бога») — воспевание
Святых Имён Бога или описание Его
всепривлекающих черт и деяний.
Смарана
(«памятование о Боге») — внутренняя
медитация на формы, имена, деяния или
личностные качества Бога.
Пада-севана
(«служение лотосным стопам Бога») —
выполнение какого-либо конкретного
личного служения Богу.
Арчана
(«поклонение мурти Бога») — поклонение
(пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в
индуизме.
Вандана
(«вознесение молитв Богу») — вознесение
различного рода молитв Богу.
Дасья
(«служение Богу») — выполнение какого-либо
служения для удовлетворения Бога.
Сакхья
(«установление дружеских отношений с
Богом») — установление дружеских
отношений с Богом на внутреннем уровне. Атма-ниведана («принесение
всего в жертву Богу») — предание всех
мыслей и действий Богу.
Силовая
йога (power yoga) -
интенсивный вид
йоги, это
гармоничное сочетание упражнений на
развитие гибкости и силы с традиционными
движениями йоги - Сурия Намаскар. Силовой
йогой в фитнес-центрах чаще всего
называют интенсивные занятия, основанные
на Аштанга-йоге В отличие от Аштанга
йоги, в силовой практике упражнения
выполняются не в закрепленной
последовательности, но с такой же
интенсивностью. Силовая йога отлично
подходит для людей с хорошей физической
подготовкой, желающих увеличить гибкость
и выровнять мышечный дисбаланс, что
часто встречается у спортсменов.
Энергичная смена поз схожа с танцевальным
ритмом и требует большой концентрации.
Силовая йога концентрируется на внешней
стороне Силы, раскрывая в полной мере
энергию и здоровье человеческого
организма. Физическая сила развивается
через выносливость и усиленную работу
внешней оболочки человека. Силовая йога
создана для тех, кто находит удовольствие
в упражнениях. Она - для тех любителей
интенсивных тренировок, которые уже в
форме и не хотят терять её, посвящая
большую часть времени медитации и
неспешным движениям, которые являются
неотъемлемой частью классической йоги.
Дживамукти
Йога - этот
вид йоги является
энергичной смесью Аштанга-Виньяса стиля
и разнообразных духовных практик.
«Джива» означает «индивидуальная душа»,
а «мукти» – «освобождение». Здесь во
внимание берутся не только позы, но и
духовный аспект. Цель данного вида йоги
– постигать йогу как духовную практику,
сделать традиционные методы йоги частью
современной жизни, при этом, не забывая
о древней и главной цели йоги –
освобождении. В основе этого метода
лежит изучение священных текстов,
нада-йога (йога звука), музыка, бхакти-йога
(преданность Богу), пение мантр и
медитация. Первый Дживамукти Центр был
основан в Нью-Йорке Дэвидом Лайф и Шарон
Гэннон в 1984 году.
Биркам
Йога была развита
Биркам Чоудри. Если вы любите большую
разминку, вы полюбите этот стиль
йоги.
Это направление в йоге часто называют
«горячей йогой». Занятия проходят в
комнате, где воздух нагрет до температуры
40,5 градусов С. Приготовьтесь к потению!
Принесите полотенце и бутылку воды.
Таким образом, мышцы становятся эластичней
и из организма выводятся токсины. В
течение 90 минут происходит последовательная
смена 26 поз, осуществляемых в непрерывном
потоке. Занятия помогают снять стресс,
улучшают приток крови ко всем частям
тела, эффективны в борьбе с излишнем
весом и способствуют укреплению мышц.
Рекомендуется для страдающих артритом
и диабетом, ускоряет заживление спортивных
травм. Прежде чем приступить к занятиям,
следует проконсультироваться с врачом
по поводу переносимости физических
нагрузок при высоких температурах.
Асаны и потение чистят тело, помогают
освободиться от токсинов. И все же это
является стимулирующей практикой,
поэтому человек покидает занятия,
чувствуя себя бодрым.
Йога
Айенгара - этот вид
йоги названа по имени
разработавшего его учителя. Фокус
делается на правильность выполнения
каждой позы. Каждая асана продолжительно
выдерживается и переход к следующей
осуществляется очень медленно и плавно.
Длительное пребывание в позе усиливает
ее воздействие. Занятия по методу
Айенгара начинаются с самых простых
поз, которые постепенно усложняются.
И, соответственно, происходит постепенный
переход от простых поз к сложным и
пранаяме, когда физическое тело,
эмоциональное и ментальное состояние
становятся готовыми к их выполнению. В
начале не рекомендуется выполнять
сложные позы, потому что тело еще не
стабильно, а ум невнимателен и недостаточно
сконцентрирован. Следующей особенностью
йоги Айенгара является использование
множества вспомогательных материалов
(мягких валиков, деревянных брусков,
подставок разной высоты и формы, веревок,
ковриков с различной поверхностью,
стульев, одеял и ремней), которые позволяют
стабилизировать и уравновешивать тело
в пространстве. Огромный выбор материалов
и множество вариантов их сочетания
позволяют учитывать индивидуальные
особенности строения тела и уровень
его подготовленности. Нагрузка и ее
правильное распределение позволяет
заниматься этим видом йоги практически
любому человеку. Такой подход делает
этот вид йоги идеальным для людей с
ограниченной подвижностью, а также для
тех, кто ведет малоподвижный образ
жизни. В процессе практики йоги Айенгара
тело становится сильным и гибким,
постепенно все больше и больше
симметричным, одновременно выравниваются
энергетические каналы, и достигается
душевное равновесие.
Вини
йога. Одно
из самых популярных направлений,
созданное выдающимся индийским учителем
Т.К.В. Десикачаром и его американским
учеником Гари Кравцовым.
Вини йога представляет
собой терапевтический подход к йоге,
когда каждая поза подстраивается под
индивидуальные нужды и возможности
ученика. В этом случае важна не правильность
выполнения позы, а получаемые от нее
ощущения. И главный постулат вини-йоги
— практика должна быть строго
персонализирована, то есть учитель
должен создавать уникальную программу
для каждого своего ученика. Собственно,
это напоминает некую "йогу на заказ”.
Кроме асан в обязательную программу
вини-йоги входят пранаяма, бандхи, пение
мантр и религиозных гимнов, медитация,
изучение ритуалов и йогических текстов.
При этом главным отличием вини-йоги от
аштанга-виньясы является то, что во
второй существуют жесткие последовательности
асан, а в первой последовательности
складываются спонтанно, в зависимости
от настроения и конкретных нужд
практикующего. Такой вид йоги можно
рекомендовать тем, кто перенес физическую
травму и хочет избавиться от ее
последствий. Кроме того, отличная
терапевтическая техника — для избавления
от болезней, дурных мыслей и апатии.
Шивананда
Йога – разновидность
хатха йоги, основанная
на философии Свами Шивананды, Ришикеш,
одним из самых известных и любимых
индийских учителей йоги, врачом по
образованию. Его ученик Свами
Вишнудевананада принес технику Шивананды
на Запад в 1957 году, воплотив в International
Sivananda Yoga Vedanta Center. Сегодня существует
более восьмидесяти центров по всему
миру. Данный вид йоги известен как йога
синтеза, этот стиль хатха йоги имеет
целостный подход, это статическая
практика. Ее главное отличие от йоги
Айенгара в том, что прежде всего человека
учат не асанам и пранаяме, а глубокой
релаксации. Считается, что лишь в том
случае, если он полностью расслаблен,
асаны принесут пользу и действительно
послужат трансформации не только тела,
но и духа. В зависимости от индивидуальных
особенностей, психического склада и
физической формы ученика учитель
подбирает практику релаксации. Например,
для начала человека научат полностью
расслаблять лицо, а уже потом — позе
Кобры или Плуга. Здесь имеются пять
основных принципов, которые объединяют
тело, ум, интеллект, сердце и дух. Эти
принципы таковы:
надлежащие упражнения (асаны), надлежащее
дыхание (пранаяма), надлежащее расслабление
(шавасана), надлежащая диета (вегетарианская)
и надлежащие медитации (изучение
священных писаний Вед и размышления о
них). Практика асан включает двенадцать
основных поз: Ширшасана, Сарвангасана,
Халасана, Матсиасана, Пашимоттанасана,
Бхуджангасана, Шалабхасана, наклон,
прогиб назад, Бакасана, Падангуштасана
и Триконасана.
Интегральная
йога – основана Шри
Свами Сатчитанандой с целью помочь
людям интегрировать обучение йоги в
повседневную жизнь. Интегральной йогой
называют комплексный подход к духовному
совершенствованию духа и тела. В настоящее
время существуют несколько направлений
интегральной йоги и разных направлений
йоги, использующих это наименование.
Принципом интегральной йоги является
преобразование человеческого сознания
в божественное, Шри Ауробиндо утверждал,
что эта йога идет от Божественного и
направлена на преобразование самой
материи и материального мира в божественное
творение. Именно поэтому эта йога
называется интегральной, то есть полной,
всеобъемлющей, так как для достижения
конечного результата этой йоги не
достаточно достичь нирваны, йогического
транса или самадхи, или же каких-нибудь
сиддхи, необходима полная трансформация
сознания и тела, чтобы само человеческое
воплощение в этом мире могло вместить
Божественный дух, силу и знание.
Интегральная Йога комбинирует различные
методы йоги, включая Хатха Йогу (асаны)
, методы дыхания (пранаяма), методы
расслабления (шавасана), самоотверженное
служение (карма йога), размышление
(дхиана), молитвы (бхакти йога) и 5,000
летняя философия, которая помогает
находить внутренний мир и радость.
Практика асан здесь – медитативный
поток классических йоговских поз с
акцентом на сбалансированном сочетании
физического напряжения и расслабления.
Кундалини
йога — йога
энергетических каналов. Согласно
индуистским представлениям, кундалини
— изначальная духовная энергия творения,
создавшая космос. Она присутствует в
теле человека в непробужденной, дремлющей
форме в основании позвоночника (в
муладхара-чакре). Для того, чтобы
осуществить главную цель йоги — слиться
с божественным сознанием, йог должен
пробудить кундалини, находящееся в
основе спинного хребта, и поднять ее
вверх по центральному энергетическому
каналу вдоль позвоночника в седьмую
чакру. Философия этой школы основана
на простой вере, что быть здоровым,
счастливым и святым – это неотъемлемое
право каждого. Система кундалини-йоги
была разработана и распространена среди
сикхов — воинов средневековой Индии
из штата Пенджаб. И
была принесена на
Запад йогом Бхаджаном в 1969 году. Практика
Кундалини йоги включает позы, динамические
методы дыхания, пение и медитации на
мантры — все это направленно, как было
выше указано, на пробуждение энергии
(кундалини) и направление ее вверх, чтобы
открыть и очистить каждый энергетический
центр (чакры). В основе кундалини-йоги
лежат крийи — специальные комплексы
динамических упражнений, сочетающихся
с дыханием и медитацией. Впрочем, даже
если человек не ставите себе целью
обрести просветление, кундалини-йога
помогает восстановить душевное
равновесие.
Крипалу-йога
или Медитация в движении
появилась в результате спонтанного
выполнения асан, благодаря пробуждению
Кундалини у всемирно известного учителя
йоги Амрита Десаи. Крипалу-Йога является
одним из «смягченных» видов хатха-йоги.
«Крипалу» – это
санскритское слово, означающее
сострадание, то есть это йога сердца. В
этом виде йоги акцент делается на само
принятии и любви. В крипалу-йоге имеются
три стадии:
первая стадия
- преднамеренная практика обычной
волевой йоги. Начинающий ученик фокусирует
внимание на выравнивании позы, свободном
дыхании и опознавании границ возможностей
своего тела и созерцании. Следующая
стадия – «преднамеренный
отказ» от воли. Это когда практикуется
сознательное сведением позы к более
глубоким уровням опыта. И, наконец,
последняя стадия
- медитация в движении, при которой
отпускается контроль рационального
ума после длительного удерживания асаны
и энергия тела течет в спонтанном
движении. Телу разрешают двигаться
спонтанно, следуя за проснувшаяся
праной.
Возрождающийся
Феникс — вид
йога-терапии. Является телесно-умственной
методикой, которая комбинирует выполнение
йоговских поз с процессом диалога.
Поскольку тело и ум расслабленны,
проникновение внутрь становится
возможным и могут быть освобождены
эмоции, которые проявлялись в болях и
закрепощения тела. Вербальное
взаимодействие между йогатерапевтом
и учеником помогает интерпретировать
эти погружения, таким образом освобождая
человека от груза проблем и открывая
его для выбора более сознательного
поведения в жизни.
Фитнес-Йога. Не является
собственно школой и имеет весьма
опосредованное отношение к древнеиндийскому
учению. Скорее, это то,
что остается от йоги, если убрать
философию, представления об энергетической
структуре человека, мантры, пранаяму и
мудры. Ближе всего это направление к
аштанга-виньясе, от которой фитнес-йоге
досталась лишь последовательность
динамических связок. Справедливости
ради надо заметить, что далеко не все
учителя ее соблюдают.
Нередко учителя включают
в занятия элементы классической
хореографии и упражнения на растяжку.
Это йога для тех, кто хочет
исправить осанку, улучшить пропорции
и похудеть, но медитации однозначно
предпочитает беговую дорожку, а пранаяме
— стакан свежевыжатого сока. И если вас
пугают мистические ассоциации или вам
просто некогда вдаваться в подробности
и читать первоисточники, не спешите
отказываться от мысли о йоге. Фитнес-вариация
все же лучше, чем ничего.
Учение
йоги настолько обширное, что невозможно
рассмотреть все ее виды, тем более, что
оно дает каждый день идеи для новых
применений йоги, например, йога для
беременных, йога для младенцев и мам,
йога для больных сердечно-сосудистыми
заболеваниями, йога для алкоголиков и
т.д. В
то время, как каждый учитель может иногда
сочетая древние и современные методы
йоги создать уникальные школы йоги, но
тем не менее, цель остается не изменой
— раскрыть истинную природу человека
и помочь обрести себя. Ю. Дефуа
Литература:
Artheer S. Reber
Dictionary of psychology. - The penguin 1985.
Arambula P, Peper
E, Kawakami M, Gibney KH. The Physiological Correlates of Kundalini
Yoga Meditation: A Study of a Yoga Master, 2001
Bodian
Stephan. Zen! La méditation pour les nul. - Éditions
Générales First, France, 2001.
Dillbeck M.C. Test
of a field theory of consciousness and social change: Time series
analysis of participation in the TM-Sidhi program and reduction of
violent death in the U.S. // Social Indicators Research, 1990, №
22. Pp. 399 – 418.
Evans-Wentz W.Y.
Tibetan Yoga and secret doctrines. – London, 1967.
Holmen D. The
varieties of the meditative experience. – New York: E.P. Dutton,
1977.
The encyclopedic
dictionary of psychology. - The Dushkin publishing group, Inc.,
1991.
Taimni
I. K. The Science of Yoga. — Adyar, India: The Theosophical
Publishing House, 1961.
Авалон
А. Введение в маханирвана-тантру. — М.,
2002.
Андреев
Ю.А. Резонанс земли и неба. Теория и
практика медитации. – С.-П.: «Респект»,
1999.
Афанасьев
П. Йога Паранаяма. – Р-на-Д: РГУ, 1990.
Вивекананда
С. Философия йоги. Изд-во «Амрита», 1992
Каганов
Л.С. Медитация: мистика или психотехника.
– М., 1990.
Каптен
Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1993.
Классическая
йога. – М., 1992.
Миллер
М. Карма – изменение будущего. – М.:
«Цитадель», 1997.
Наука
о дыхании индийских Йогов. – С.-П., 1916.
Озанец
Н. Медитация для начинающих. – М., 2000.
Ошо
Раджниш От медицины к медитации. –
Киев: «София», 1999.
Пискарёв В.
А. Союз души и Бога. Бхакти в «Бхагавад-гите»
и «Тируппаваи»// Махабхарата, Бхагават-гита
и неклассическая рациональность:
метериалы 3 Международная научно-теоритическая
конференция / сост. и общ. ред. А. С.
Тимощук.— Владимир, 2008.
Раджа
– йога. – М., 1991.
Рамаянда
С. Крийя йога. – Рига, 1990.
Хассиджа
Д.Ч. Медитация в Раджа - йоге. – С. - П.,
1992.
Чакры.
/Простор № 86 (93), декабрь 1993/.
Шетток
И. Опыт внимательности. Медитация
сатипаттхана. – Киев: «София», 1993.
Написано
для сайтов
"
Самопознание
— Путь Домой
" и " Психологическая помощь
" Публикация статьи на других сайтах и
блогах
возможна только при сохранении ссылки на один из первоисточников
http://duhovnyyput.ucoz.com/ или http://consultante.ucoz.com/ |