Давайте рассмотрем особенности
креативной личности. Пикассо считает,
что главное различие между творческими
и интеллектуальными личностями
заключается во фразе: «Я не ищу, а нахожу».
Но с другой стороны, совершенно ясно,
что интеллектуальные и творческие
качества должны сочетаться. Для того,
чтобы «творческий дух» проявил себя в
полную силу, необходим определенный
уровень интеллекта. У людей интеллектуальные
и творческие способности тесно связаны
друг с другом; у человека с нормальным
интеллектом обычно имеются нормальные
творческие способности. Лишь начиная
с определенного уровня пути интеллекта
и творчества расходятся. Этот уровень
лежит где-то в области IQ
120;
дальше корреляция между творческой и
интеллектуальной деятельностью исчезает
(Getzels,
Jackson, 1962).
Также Kogan,
Wallarh (Ж.
Годфруа, 1992) исследовали соотношение
творческих и интеллектуальных способностей
у детей 11-12 лет. Творческое мышление
проявляется во всех областях человеческой
деятельности. Известно, что между
мужчинами и женщинами в отношении
творческих способностей различий нет. Каждый человек
обладает достаточно большим набором
поведенческих реакций, обобщаемых в
название — личностные черты. Теперь
поближе познакомимся с личностными
чертами, присущими креативным людям.
Например, творчески одаренным людям
характерны высокий уровень индивидуальной
андрогении, т. е. Творчески одаренные
мужчины обладают многими чертами
стереотипно считающими «женскими» -
интроспективностью, чувствительностью,
ярко выраженным эстетическим началом
и т. д. С другой стороны, творчески
одаренные женщины проявляют многие
традиционно мужские качества —
независимость, самоутверждение,
честолюбие (С. Спрингер, Г. Дейч, 1983). Независимость
суждений позволяет творческим личностям
исследовать пути, на которые из боязни
показаться смешными, не осмеливаются
вступить остальные люди. Творческий
человек с трудом входит в жизнь социальной
группы, хотя он и открыт для окружающих
и пользуется определенной популярностью.
Он принимает общепринятые ценности
только в том случае, если они совпадают
с его собственными. В то же время он мало
догматичен, и его представления о жизни
и обществе, а также о смысле собственных
поступков может быть весьма неоднозначными. Творческий
человек эклектичен, любознателен и
постоянно стремиться объединить данные
из различных областей. Креативные люди
предпочитают новые и сложные вещи
привычным и простым, и, голова у них
полна всякого рода чудных идей. Их
восприятие мира непрерывно обновляется.
Чаще всего творческие люди сохраняют
детскую способность к удивлению и
восхищению. Обычно это мечтатели, которые
порой могут сойти за сумасшедших из-за
того, что они претворяют в жизнь свои
«бредовые идеи», одновременно, принимая
и интегрируя иррациональные аспекты
своего поведения. Некоторые творческие
люди склонны настолько увлекаться
своими особыми интересами и способностями,
что их поведение действительно
эксцентрично (Ж. Годфруа, 1992). Или как пишет
американский психолог Л.С. Кьюби:
«Творческая личность — это такая,
которая некоторым, сегодня еще случайным
образом сохранила способность использовать
свои подсознательные функции более
свободно, чем другие люди, которые, быть
может, потенциально являются в равной
мере одаренными». Надо
отметить, что нет единой точки зрения
в отношении мотивационных характеристик
креативности. Одни исследователи
полагают, что креативные индивиды имеют
общую тенденцию к самовыражению,
достижению «соответствия своим
возможностям». Согласно второй точке
зрения, мотивация креативных личностей
представляет собой тенденцию к риску,
основанную на желании достичь и проверить
свои предельные возможности (M.
Dellas, E.L. Gaier, 1970). Кроме
того, данными авторами исследовалась
связь творческих достижений личности
с неврозами. Они отмечают, что высоко
креативные индивиды обладают большей
силой духа, стойкостью к помехам
окружающей среды, к разного рода
конфликтам. В противоположность этим
утверждениям Л. Кронбах склонен связывать
проявление креативности с некоторыми
патологическими чертами индивидов,
заключающимися в плохой регуляции
мыслительных процессов, неумение владеть
качественным «просеиванием идей». Б. Олмо (Я.А.
Пономарев, 1976) выделяет такие черты
творческой личности: Способность
находить и формулировать проблемы; Способность
к генерированию большого количества
разнообразных идей; Оригинальность,
т. е. Способность реагировать на
ситуацию нейтральным способом,
отличаются от «усредненных» ответов; Умение
усовершенствовать тот или иной объект,
добавив к нему определенную деталь,
новшество; Дар решать
проблемы, т. е. Способность к анализу
и синтезу; Гибкость
мышления.
Кохут (Г.
Лейтц, 1993), в свою очередь, выделяет 5
креативных качеств: Творческая
одаренность и работа; Умение
вчувствоваться (эмпатия); Способность
осознавать ограниченность собственной
жизни; Чувство
юмора; Мудрость.
Кроме того,
неотделимой составляющей творческого
процесса является интуиция, благодаря,
которой человек отгадывает скрытые
гармонии и соотношения. Происходит
синтез частей в единое целое достигается
с помощью интуиции. Само понятие
«интуиция» достаточно древнее и
существует множество его трактовок, но
общим для всех его толкований является
подчеркивание момента непосредственности
в процессе познания, в отличии от
опосредованного, дискурсивного. Данное
понятие по сравнению с понятием
«интеллект» развивалось в противоположном
направлении. По мере того, как понятие
«интеллект» становилось все более
предметным, конкретным и содержательным,
понятие «интуиция», в свою очередь,
становилось все более беспредметным и
абстрактным (М. Вертгеймер, 1987). Итак, интуиция
— специфический метод познания, при
котором возникает иллюзия прямого
усмотрения искомого вывода (Р.М.
Грановская, 1988). Р. Декарт считал, что с
помощью интуиции истина открывается
разуму человека путем прямого усмотрения
без использования логических определений
и доказательств как промежуточных
звеньев познания. В настоящее
время считается, что переход от одной
логической системы к другой при
рассуждении, возможны лишь с помощью
интуиции. Ж. Пиаже рассматривает интуицию
как образное мышление, характеризующее,
главным образом, дологическую стадию
развития интеллекта. Он считал, что с
возрастом роль интуиции несколько
уменьшается и она уступает место более
социальному типу мышления — логике
(Р.М. Грановская, 1988). З. Фрейд
полагал, что интуиция — это скрытый
бессознательный первопринцип творчества.
Он выделял также характерные черты для
интуиции: непосредственное
интуитивное познание — достижение
цели без предшествующего рассуждения; уверенность
в правильности результата, как бы ничем
не оправданная; значимость
предварительного накопления знаний
(Р.М. Грановская, И.Я. Березная, 1991).
Н.В. Гончаренко
(1991) дал такое определение: «интуиция —
феномен подсознательного вмешательства
в творческий процесс неосознанных
импульсов, играющих иногда исключительную
роль в том порыве мысли, следствием
которого является ее наиболее продуктивные
взлёты. Высокоразвитая интуиция,
подсознание и подсказывает часто
гипотезу, догадку, т. е. Подготавливает
тот творческий скачек мысли, который
приводит ранее непреодолимую проблему
к разрешению. А. Маслоу
(Интуиция, логика, творчество, 1987)
утверждал, что логические и чувственные
компоненты дополняют друг друга. Он
выделил две фазы: Первая фаза
характеризуется импровизацией и
вдохновением. При этом творческая
личность в состоянии вдохновения
утрачивает прошлое и будущее, и живет
только настоящим моментом, человек
полностью погружен в предмет, очарован
и загружен настоящим, текущей ситуацией,
происходящей здесь и сейчас, предметом
своих занятий. Вторая фаза
— это разработка или логическая
разработка идей, возникающих в первой
стадии.
В качестве
основных особенностей интуитивного
решения, обычно, отмечают чувственность
образов, неосознанность способов
получения результата, большую значимость
пространственно-временных компонентов,
целостность восприятия. Все это является
функциями правого полушария головного
мозга человека. Но поскольку результат
интуитивного решения осознается и
сможет быть оречевлен, а также проверен
на логическую непротиворечивость, в
таком случае, необходимо отменить,
участие и левого полушария головного
мозга. Обычно никакие подготовительные
и промежуточные этапы этого процесса
не осознаются (Р.М. Грановская, 1988). Создается
впечатление, что за счет многократных
межполушарных переходов творческий
процесс решения сложной задачи имеет
не однонаправленный, а как бы полуциклический
характер. При этом, на каждом цикле
вводиться новая информация и используются
новые методы её анализа, и, тем самым,
продвигается решение задачи. Вероятность
каждого из переходов зависит от этапа
решения и типа задачи. Таким образом,
правое и левое полушария играют в
процессе интуитивного решения каждое
свою роль. То есть логика гарантирует
достоверность и служит орудием
доказательства. А правосторонняя
обработка информации, способствует
целостному восприятию, служит орудием
изобретательства. Интуитивный и
осознанный процессы выбора решений
тесно переплетаются и представляют
собой последовательность логических
и подсознательных этапов. Существуют
пять основных видов теорий на то, в каком
полушарии происходит интуитивное
решение «задачи», а поскольку интуиция
на прямую связана с творческим процессом,
то и на него: В левом
полушарии происходит постановка
задачи, затем происходит неожиданное
решение (в правом) и осознание результата
— снова в левом. Постановка
задачи происходит в правом полушарии;
решение и осознание результатов — в
левом. Постановка
задачи и решение происходит в правом
полушарии, а осознание результата в
левом. Постановка
задачи, решение и осознание результата
— все происходит в левом полушарии. Постановка,
решение и осознание результата — все
происходит в правом полушарии (Р.М.
Грановская, И.Я. Березная, 1991).
Ю. Дефуа
Литература:
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная
активность как проблема творчества. -
«Ростов. Универ.», 1983 Ветгеймер
М. Продуктивное мышление. - М.: «Пргресс»,
1987. Годфруа
Ж. Что такое психология, т. 1 – М: «Мир»,
1992. Гончаренко
Н.В. Гений в исскустве и науке. - М.:
«Исскуство», 1991. Грановская
Р.М. Элементы практической психологии.
– Л: ЛГУ, 1988. Грановская
Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный
интеллект. – Л: ЛГУ, 1991.
Интуиция,
логика, творчество, Сб. – М.: «Наука»,
1987. - Лейтц
Г. Психодрама. - М., 1993.
Подклетнова
И.М., Таратынова И.В., ЭЭГ-корреляты
творческой деятельности. Сб.
Психофизиологический эксперимент.
Методическое и техническое обеспечение.
- М. «Наука», 1990. Пономарев
Я.А. Психология творчества. – М.: «Наука»,
1976. Психологический
словарь. – М.: «Педагогика-пресс», 1996. Развитие
творческой активности школьников. /Под
ред. Матюшкина А.М./ - М.: «Педагогика»,
1991. Симонов
П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические
основы творчества. – М.: «Наука», 1993. Спрингер
С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М.:
«Мир», 1983.
- Творческая
деятельность. Сб.
Психофизиологический эксперимент.
Методическое и обеспечение. – М.:
«Наука», 1990.
Шевандрин
Н.И. Психодиагностика, коррекция и
развитие личности в педагогической
практике. - Ростов – на – Дону, 1992.
Написано
для сайтов
"
Самопознание
— Путь Домой
" и " Психологическая помощь
" Публикация статьи на других сайтах и
блогах
возможна только при сохранении ссылки на один из первоисточников
http://duhovnyyput.ucoz.com/ или http://consultante.ucoz.com/
|