"Даждь ми память смертную". И вот
приходит время, "о немже день и ночь припадах тепле и моляхся"; душа трепещет и
страдает, расставаясь с телом и проходя через область "воздушного князя".
Молитва Церкви и близких облегчает ей этот путь. Благочестивые христиане читают
над умирающим "Канон молебный при разлучении души от тела", затеплив свечи и
лампаду перед иконой; над умершим - молитвословия из "Последования по исходе
души от тела".
Домашняя молитва, поминовение за литургией, милостыня,
раздаваемая за покойного, облегчает страдания грешной души и даже освобождает ее
от уз ада. Из жития святого Иоанна Милостивого известен случай, когда некий
юноша-пленник, почитаемый родителями за умершего, находясь в темнице,
освобождался от оков в те дни, когда родители усердно молились о нем,- так
велика сила поминальной молитвы.
Дни особых молений об усопшем - третий,
девятый и сороковой. Поминовение в третий день совершается в честь тридневного
Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. В девятый день - в честь
девяти ангельских чинов, которые предстательствуют перед Господом о помиловании
новопреставленного; в сороковой - в воспоминание ветхозаветного сорокадневного
плача израильтян о кончине Моисея и - в Новом Завете - Вознесения Христа на
сороковой день после Воскресения. Преподобному Макарию Великому было открыто
значение этих сроков: "Когда в третий день по смерти бывает приношение, то душа
умершего получает от стрегущего ангела облегчение в скорби, которая бывает от
разлучения с телом. Поскольку в продолжение двух дней позволяется душе вместе с
ангелами ходить по земле где хочет, душа, любящая тело, может скитаться около
дома, возле гроба, как птица, ища гнездо себе... В третий день Бог повелевает по
примеру воскресшего Спасителя вознестись на небеса для поклонения Богу
всяческих. Затем душе показывают красоту рая и обители святых. Все сие душа
созерцает шесть дней. Затем показывают мучения грешников". В сороковой день душа
снова приводится к престолу Всевышнего, где решается ее участь.
В
Православной Церкви существуют дни торжественного всеобщего поминовения усопших
- родительские субботы (мясопустная - за 8 дней до начала Великого поста;
вторая, третья и четвертая субботы Великого поста; Троицкая - перед праздником
Пятидесятницы; Дмитриевская - перед 26 октября по старому стилю, днем памяти
Дмитрия Донского) и Радоница (во вторник Фоминой недели).
Все сорок дней со
дня смерти и в дни особого церковного поминовения следует подавать записки с
именами усопших на литургию и панихиду; сразу по кончине заказывают сорокоуст.
Существует благочестивый обычай чтения Псалтири за умершего в течение первых
сорока дней, причем на каждой "Славе" поминают покойного и читают молитву из
"Последования по исходе души от тела" - "Помяни, Господи Боже наш...". В
поминальные дни дома читается 17-я кафизма Псалтири.
"Самопознания - Путь Домой"
|