Мы не без основания признали
двойственными и отличными друг от друга эти начала: одно из них,
с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным
началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает
голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом
неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения
и наслаждений. Что же касается ярости
духа, отчего мы и бываем гневливы, то составляет ли это третий вид или
вид этот однороден со вторым, т. е. вожделеющим, видом?...
(«Государство») В душе существуют
всего два вида начал: разумное и вожделеющее? Или как в государстве три
рода начал, его составляющих: деловое, защитное, совещательное, так
и в душе есть тоже третье начало — яростный дух. По природе своей оно
служит защитником разумного начала, если не испорчено дурным воспитанием
(«Государство») ... оба начала
превосходно оберегали бы и всю душу в целом и тело от внешних врагов:
одно из них — своими советами, другое — вооруженной защитой; оно будет
следовать за господствующим началом и мужественно выполнять его решения.
(«Государство») ... мужественным
мы назовем каждого отдельного человека именно в той мере, в какой его
яростный дух и в горе, и в удовольствиях соблюдает указания рассудка
насчет того, что опасно, а что — неопасно. А мудрым —
в той малой мере, которая в каждом главенствует и дает эти указания,
ибо она-то и обладает знанием того, что пригодно и каждому отдельному
началу, и всей совокупности этих трех начал. («Государство»)
Платон
|