Психокине́з (от греч. ψυχή, «psyche» — «душа», «сердце», «дыхание»; и
κίνησις, «kinesis» — «движение»), глубокое заблуждение в том, что это синоним
слова телекине́з (от греч. τῆλε + κίνησις, дословно: «движение на
расстоянии») — термин, которым в парапсихологии
принято обозначать способность человека одним
только усилием мысли оказывать воздействие на физические объекты.
Итак, это паранормальный
феномен, при котором на предмет оказывается воздействие на расстоянии.
Психокинез может происходить спонтанно или посредством явной проекции
воли. Термин «телекинез» впервые использовал в 1890 году русский исследователь
паранормальных явлений А.Н. Аксаков. Автор термина «психокинез» —
американский автор и издатель Генри Холт («On the Cosmic Relations», 1914);
популяризировал его американский парапсихолог Дж. Райн в 1934 году.
Оба понятия в разное время описывались и другими терминами: «дистанционное
воздействие» (distant influencing), «отдаленное влияние мыслью» (remote mental
influence), «прямое сознательное намерение» (direct conscious intention),
«мысль, управляющая материей» (mind over matter) и т. д.
Первоначально термины теле- и психокинез считались синонимами, но постепенно,
по мере того, как появлялись данные о том, что воздействие человеческого
сознания на материальные объекты может и не ограничиваться кинетической
составляющей, произошло разделение. Психокинез — более общий термин — объединил
в себе любые (макро- и микро-) явления, так или иначе связанные с воздействием
мысли на материю, включая: телекинез, пиро- и криокинез, аэро- и гидрокинез,
биоцелительство,телепортацию,
«мыслеграфию» (thoughtography), левитацию
и т. д.
В своем отчёте об исследовании феномена телепортации (Teleportation
Physics Study, 2003), подготовленного по заказу командования американских
ВВС (и проводившихся в Air Force laboratory), физик Эрик Дэвис описывает
телекинез как «частный случай психокинеза». В популярной культуре,
наоборот, термин телекинез получил наибольшее распространение. Сторонники реальности телекинеза утверждают, что это явление известно с
глубокой древности и упоминается в Библии, в частности в Деяниях апостолов: как левитация,
целительство, умение становиться невидимым, свечение, разделение
на части, передвижение предметов без какой-либо видимой причины (освобождение Св. Павла и Силы, 16:19-40). Также в рассказах о действиях колдунов: элементы психокинеза так или иначе могли
присутствовать в методиках наложения проклятий,
произнесении магических заклинаний
и предсказании погоды,
"дурной глаз" .
Массовый характер демонстрации предполагаемого психокинеза приобрели на спиритических
сеансах второй половины XIX века, когда в присутствии медиумов, по
свидетельствам очевидцев, наблюдались явления левитации
и метарилизации-дематерилизации.
В то же время появились и так называемые заряженные медиумы («electric people»),
которые, если верить очевидцам, заставляли металлическую утварь прилипать к
коже, усилием взгляда гнули ложки и т. д. Большую известность приобрел в начале
XX века медиум Руди Шнайдер, специализировавшийся на демонстрации явлений,
воспринимавшихся очевидцами как психокинез
Психокинез,
который происходит при физическом медиумизме, включает материализацию,
эктоплазм, левитацию, разделение на части и соединение вновь, движение
стола, постукивания и игру музыкальных инструментов. Психокинез,
происходящий при явлениях полтергейста,
в основном состоит в передвижении предметов. Психокинез также может
случаться при появлении приведений и призраков. Часто эти явления приписываются духам
вообще или духам мертвых. Исследователи обнаружили, что во многих
случаях психокинезис создают человеческие агенты, сами того не желая.
Существует
и много необъяснимых случаев психокинеза.
Первые исследователи психических явлений, например члены Общества
психических исследований (ОПИ), изучали психокинез, проводя сеансы
с медиумами. В 1930-х годах исследование психокинеза было перенесено
в лаборатории. Противоречивые результаты, а иногда и прямой подлог,
сильно мешали этим исследованиям.
Примеры некоторых исследований психокинеза.
Эксперименты Дж. Б. Райна
В тридцатых годах исследование психокинеза стало самой быстро развивающейся
областью парапсихологии. Однако в большинстве своём лабораторные опыты приносили
противоречивые результаты. В некоторых случаях скептики отмечали изъяны в
методологии, в других — прямую фальсификацию. Первым за последовательное
изучение психокинеза взялся в 1934 году Джозеф Б. Райн (1895—1980) из Университета Дьюка в Северной Каролине. Первым в поле его наблюдения попал игрок,
утверждавший, что способен усилием мысли укладывать игральные кости так, чтобы они выдавали нужные суммы и комбинации. К 1941 года было
проведено в общей сложности 651,261 выбрасываний кости. Суммарный результат
экспериментов, по утверждениям Райна, свидетельствовал о явлении,
вероятность которого исчислялась одним случаем из десяти в сто пятнадцатой
степени. Дальнейшие эксперименты Райна были менее
успешными. Впоследствии, в комментарии к публикации Райна о проделанной работе
его ассистент заметил, что в начале опытов результаты всегда намного лучше, чем
в конце, и впоследствии эту тенденцию отмечали все исследователи феномена внечувствительного восприятия.
Райн сделал вывод: наблюдаемые им случаи ПК не имеют отношения к физической
деятельности мозга и не могут быть объяснены известными законами физики. Кроме
того, он предположил, что два феномена — ПК и ESP (внечувственное восприятие)
идентичны и в какой-то мере являются продолжениями один другого. Оба они могут
регулироваться воздействием наркотиков и гипноза. Райн считал, что феномен
духовного целительства, равно как и «народная» магия также являют собой
разновидности психокинеза.
До 1940 года феномен ПК, в основном, «наблюдался» на спиритических сеансах в
затемнённых комнатах, где было практически невозможно обеспечить строгий научный
контроль над происходящим.
После Райна эксперименты перешли в лабораторную среду. Исследуемые явления
разделились на две категории: макро-ПК и микро-ПК (слабые, не регистрируемые
невооружённым глазом эффекты, требующие статистической обработки), причем именно
вторая из них оказалась в центре внимания. И уже на основе своих наблюдений Дж.Б.Райн
создал знаменитые тесты на основе игральных костей, в которых психокинетическое
влияние сказывается на результате бросания костей. В результате
своих экспериментов Райн пришел к выводу, что необходимой составной
частью психокинеза является экстрасенсорное восприятие и что именно
оно влияет на характер психокинеза. Для оказания психокинетического
влияния на какой-либо предмет должно прежде существовать экстрасенсорное
его восприятие в определенной точке пространства и времени. Райн
также обнаружил, что наркотики, сильные эмоции, вера в паранормальное
и измененные состояния сознания, такие как гипноз, могут оказать
на психокинез и экстрасенсорное восприятие значительное влияние,
причем, как в смысле усиления, так и в смысле ослабления. После
Райна исследования психонеза разделились на две категории: исследования
макро-психокинеза и исследования микро-психокинеза. Макро-психокинез
подразумевает хорошо наблюдаемые события, такие как влияние на подбрасываемые
игральные кости и монеты, которое оказывает на них случайный человек,
производящий психокинез. Микро-психокинез включает в себя слабые
и незначительные события, невидимые для простого глаза и распознаваемые
при помощи статистических методов: измерения меняющихся температуры,
магнитных полей или молекулярного состава воды. Современные парапсихологи
большее внимание уделяют микро-психокинезу.
Прибор Х. Шмидта
В 60-х годах американский физик Хельмут Шмидт разработал новый метод тестирования микро-ПК. Он создал аппарат,
известный как electronic coin flipper, в основу которого был заложен
механизм случайного распада радиоактивных частиц, — процесса непредсказуемого и
не зависящего от температурных, физических, электрических, магнитных и
химических изменений в среде, а значит, практически исключающего возможность
фальсификации.
Электронный «флиппер» стал прототипом (также созданного Шмидтом) «генератора
случайных событий», компьютеризированного метода, который в исследованиях такого
рода стал основным. Шмидт, предлагавший испытуемым усилием мысли воздействовать
на результат бросания монеты (что тут же фиксировалось аппаратом, испускавшим
лучи — соответственно красные и зеленые) утверждал, что действительно наблюдал
защищённый от любого постороннего воздействия феномен психокинеза.
Феномен Кулагиной
В конце 60-х годов широкую известность приобрёл феномен Нинель Кулагиной (она же — Нелли Михайлова). В 1968 году сделанные в СССР
чёрно-белые фильмы, документировавшие эксперименты с её участием, были
продемонстрированы западным экспертам и вызвали сенсацию, по крайней мере среди
парапсихологов, некоторые из которых поспешили объявить, что получено решающее
доказательство реальности психокинеза. В книге Investigating Psychics Лари
Кеттлкемп утверждает, что Кулагина (которую изучали 40 ученых, включая двух
нобелевских лауреатов) многократно демонстрировала способность приводить в
движение статические объекты, менять траекторию объектов движущихся, оставлять
образы на фотографических пластинах, отделять в воде желток от белка разбитого
яйца и т. д. Утверждается, что имел место такой случай: чтобы удостовериться в
том, что на эксперимент не воздействуют внешние электромагнитные силы,
испытуемую помещали в металлический бокс, где она, в частности, сумела отделить
меченую спичку от общей массы спичек, находившихся под стеклянным колпаком.
Возможно, самый знаменитый эксперимент с участием Кулагиной был проведен 10 марта 1970 года в
ленинградской лаборатории с участием физиолога доктора Геннадия Сергеева.
Согласно сообщениям очевидцев, в ходе экспериментов, зафиксированных
фотопленкой, Кулагина психокинетически воздействовала на сердце лягушки,
отделенное от тела: сначала в обе стороны меняла пульс, потом остановила сердце.
При этом наблюдавший состояние Кулагиной доктор Сергеев отмечал резкие изменения
электрических параметров мозга испытуемой, повышение её собственного пульса до
240 ударов в минуту и другие необычные эффекты.
Свами Рама
В 1969 году по приглашению доктора Элмера Грина из Фонда Меннингера в
лабораторию Фонда прибыл йог Свами Рама (1925—1996),
известный демонстрациями способности усилием воли контролировать деятельность
собственной сердечно-сосудистой системы.
По сообщению Элмера Грина, в лабораторных условиях, под наблюдением
исследователей Свами Рама (в специальной маске с пластиковым экраном и
комбинезоне, призванными исключить любое возможное воздействие на объект
дыханием или телодвижениями) продемонстрировал, в числе прочего, способность
усилием мысли приводить во вращение сложенные крест-накрест и закрепленные на
оси 14-дюймовые вязальные спицы, находясь на расстоянии полутора метров от них;
несмотря на уверенность Грина в обратном, один из присутствовавших при
эксперименте врачей остался уверен в том, что движение спиц порождалось
воздушными потоками. Отчеты об этих
исследованиях Фонда Меннингера были приведены в книге Элмера и Элис Грин «Beyond
Biofeedback». Отмечается, что в данном эксперименте были
приняты лишь меры по контролю за субъектом эксперимента; контроль за объектом,
который является более надёжным, не осуществлялся: экспериментальная установка
со спицами не была экранирована от воздушных потоков.
Ури Геллер
В ноябре 1973 года Ури Геллер, в недавнем прошлом шоумен из израильского ночного клуба, выступил в
ток-шоу на Би-би-си, после чего на
следующий день о психокинезе заговорила вся страна. Геллер выступил с заявлением
о том, что способен силой мысли менять физические свойства, состояние и форму
материальных объектов, и в качестве доказательства «изогнул» ложку, всего лишь
натерев её пальцами.
Демонстрация не произвела впечатления на профессиональных иллюзионистов:
появились предположения о том, что Геллер заранее обработал пальцы неким
химическим составом или просто мистифицировал публику визуальным трюком.
Несколько месяцев спустя Геллер взялся повторить шоу в американской
телепрограмме Tonight, не зная, что ведущего проинструктирует знаменитый
разоблачитель Джеймс Рэнди, — и потерпел фиаско. Однако, вопреки ожиданиям
последнего, этим дело не кончилось.
Геллер заявил, что перед шарлатанами от сценической «магии» оправдываться не
намерен, но всегда готов на лабораторные исследования, если они будут проведены
серьезными учёными. В числе тех, кто принял вызов Геллера, были физики:
профессор Джон Тейлор (Лондонский Королевский колледж) с помощниками и научная
группа под руководством профессора Джона Хэстеда (Колледж Биркбек, Лондон). Оба
коллектива учёных, проводившие исследования независимо друг от друга, выступили
с заявлениями, в которых утверждали, что действительно наблюдали в лаборатории
психокинетический эффект — в частности, бесконтактное разрушение испытуемым
кристаллов и разрезание «усилием мысли» фольги.
Ответ скептиков сводился к одному: это всего лишь доказывает, что Геллер —
изощрённый фокусник. В конечном итоге решающих доказательств истинности феномена
Ури Геллера или мошенничества с его стороны получено не было, и обе стороны
остались каждая при своём мнении.
Начало академических исследований.
После экспериментов Райна в течение полувека было опубликовано более 150
отчетов о независимых исследованиях феномена. В подавляющем большинстве случаев
авторы утверждали, что действительно наблюдали эффект, который мог бы быть
истолкован как психокинез, но в количественном отношении отклонения от нормы
выглядели крайне незначительными. Возникла идея применить по отношению к
исследованию ПК тот же метод статистической обработки данных, что используется
при тестировании новых лекарств
В 1989 году психологи Дайан Феррари и Дин Радин из Принстонского университета разработали методику применения мета-анализа по отношению к
полученным результатам опытов, позволяющую исключить элемент случайности и
выявить общую для всех случаев тенденцию.
По утверждению Радина и Феррари результаты суммарной обработки данных,
полученных после 2,5 миллионов вбрасываний игральных костей (с участием 2,5
тысячи человек) указали на незначительное (не более 1 %), но статистически
подтвержденное отклонение в результате воздействия на объект мыслью. Этот
результат, по мнению исследователей, указывал на реальность феномена ПК.
Проект Global Consciousness
В 1998 года группа ученых Принстонского университета создала Проект
Глобальное Сознание (GCP: Global Conscience Project), который занялся мониторингом
шестидесяти ГСС (генераторов случайных событий), размещённых в разных точках
земного шара и производящих массированный и непрекращающийся поток (по крайней
мере, теоретически) абсолютно случайных сигналов. На сентябрь 2006 года было
зафиксировано около 200 случаев аномальных отклонений потока, как правило, также
не более, чем на 1 %. Организаторы проекта Глобальное Сознание утверждают, что подобное наблюдается
в часы, когда на планете происходят массовые бедствия. Отклонения в системе ГСС
были зафиксированы в течение тех 8 часов, пока продолжалось разрушительное
землетрясение на острове Ява в
2006 году, во время трагических событий в Беслане
в 2004 году, а также 11 сентября 2001 года. С другой
стороны, катастрофический цунами 2004 года не вызвал никакой реакции ГСС.
Андрей Гендинович Одним из
исследователей телекинеза является Андрей Гендинович ЛИ, автор более 80 научных
работ и книг, президент Фонда парапсихологии им.Л.Л. Васильева. Перед его
группой из 3-7 человек ставится задача вызвать вращение стрелки (вес от 0,3 до
2,5 граммов), насаженной на вертикальную ось. Испытуемые располагаются по кругу
на кушетках (лежа на спине) головами к центру. Там, на лабораторном столе, стоит
стеклянный колпак, прикрывающий вертушку. Время сеанса примерно полтора часа. В
процессе работы используются различные психотехнические приемы, взятые в том
числе из старинных трактатов по магии, культовых книг Египта, Китая, Тибета. Все
действия группы, начиная с сеанса гипноза непрерывно фиксируются
видеокамерой...
Всего было исследовано таким образом 12 групп, первоначально
состав их подбирался случайным образом. Вращение вертушки, как правило,
возникало на третьем сеансе. К пятому эффект достигал максимальной величины и
испытуемые могли уже в течении получаса несколько раз подряд заставить вращаться
стрелку с большой скоростью. Начиная с шестого сеанса эффект уменьшался - группа
"выдыхалась".
При повторном проведении сеансов вращения удавалось добиться
уже без применения гипноза. Но воздействие было, как правило, более слабым и
давалось группе с большим трудом. Способность к телекинезу вне сеансов
сохранилась впоследствии лишь в трех группах.
Кроме того проводились эксперименты и над животными
Опыты М. Эдемс и Р. Пеоша по психокинезу у животных
В последнее время появились исследования, указывающие на возможность
воздействия животных на физические приборы. Очень убедительны опыты М. Эдэмс по
воздействию енотов на кормушки, действие которых определяются встроенными в них
генераторами случайных чисел. Опыты были максимально приближены к естественным
для животных природным условиям. Животные находились за полупрозрачным экраном,
и не имели доступа к аппаратуре, установленной перед экраном.
Было установлено, что кормушки выдают животным при их воздействии больше
корма, чем это должно было бы быть при случайном срабатывании кормушки. М. Эдэмс
считает, что у диких животных пси-способности выражены ярче по сравнению с
домашними животными, у которых они практически исчезли.
Фундаментально важными в области биокоммуникации живых систем стали
результаты многолетних исследований французского парапсихолога д-ра Рене Пеоша
по изучению психокинеза и телепатии у животных. Его статья, в которой
опубликованы результаты этих исследований, имеет характерное название: «Цыплята
не лгут!»
В своих опытах он использовал механический робот с заложенной в него
программой действий, запускаемой генератором случайных чисел. Согласно этой
программе, робот совершал случайные, заранее не предсказуемые движения в
экспериментальной зоне, где вылуплялись инкубаторные цыплята. Цыплята, после
появления на свет, благодаря способности к запоминанию (импринтингу), признавали
движущийся хаотично робот за свою «мать» (курицу-несушку) и следовали за
движущимся роботом, если их выпускали из прозрачного бокса, где они находились в
течение всего времени опытов.
После трех дней совместного пребывания с хаотично движущимся роботом, цыплят
убирали, и в их отсутствии робот совершал свои непредсказуемые действия согласно
программе. Затем цыплят вновь приносили в экспериментальную зону в прозрачном
боксе, чтобы они могли видеть робота, но не следовать за ним. Было замечено, что
в этом случае движения робота становились менее хаотичными и случайными: он
проводил больше времени у ящика с цыплятами, нежели чем в других местах
экспериментальной зоны.
В другой серии опытов с цыплятами, робот был запрограммирован так, чтобы он
намеренно уходил из экспериментальной зоны. Но и в этом случае влияние цыплят на
поведение робота сохранялось и он снова проводил больше времени в зоне с
цыплятами. Контрольные опыты с цыплятами, вылупившимися без присутствия робота
(т.е. не обладавшими импринтингом на робота), показали, что они не способны
оказывать влияние на его движение.
Во второй серии опытов с роботом и кроликами было обнаружено, что эти
животные тоже способны влиять на движение робота. Поскольку кролики – пугливые
животные, то когда их поместили в боксе рядом с хаотически движущимся роботом,
они сильно испугались. Влияние испуганных кроликов было столь сильным, что оно
сказалось на движении робота и он стал больше времени проводить в зоне наиболее
удаленной от бокса с кроликами.
В серии опытов с кроликами был проведен также контрольный эксперимент. Он
состоял в том, чтобы вызвать у кроликов не отрицательную, а положительную
реакцию на движущийся робот. С этой целью кролика, уже знакомого с роботом, не
кормили в течение двух дней. После этого на верхнюю часть робота поместили еду и
кролик так повлиял на движение робота, что тот стал проводить больше времени у
бокса с голодным кроликом.
Результаты этих и многих других исследований с животными показывают, что
пси-феномены являются не только свойством сознания человека, но и
фундаментальным свойством живого вообще. Различие заключается лишь в том, что
человек может сознательно управлять этими процессами, а у животных это
происходит по-другому.
Психокинез и способность управлять своим телом
Если сравнить поведение животных в естественных и экспериментальных условиях,
то легко понять, что цыплята или кролики не стали бы «тянуть» к себе или
соответственно «отталкивать» объекты, по поводу которых они испытывают столь
сильные эмоции и желания. Цыпленок сам бы побежал к курице-несушке, а кролик
удрал бы от страшного робота или, наоборот, приблизился бы к нему.
Что происходит в этих двух ситуациях, проявление совершенно разных
способностей eли одной и той же, но в разных условиях?
Ведь животные даже не подозревали, что они участвуют в экспериментах по
обнаружению у них экстраординарных способностей к психокинезу. Они просто
реагировали на образ, вызывающий у них очень сильные эмоции. В одних условиях,
когда их собственная двигательная активность не ограничена, следствием этой
реакции были бы собственные движения, в других, как оказалось, – дистанционное
влияние на движение неживого робота!
Самая обычная способность управлять своим телом, совершать последовательность
целенаправленных действий, где-то в своей глубине, которая практически никогда
не проявляется, оказывается психокинетической по своей природе. Из результатов
исследований по психокинезу у животных это очень хорошо видно, как мне кажется.
Но тогда вопросы о психокинезе и о природе этой нашей способности становятся
двумя сторонами одной медали.
В общем плане вопрос о природе способности двигаться, которой мы, не
задумываясь, ежесекундно пользуемся – это вопрос о том, как связаны между собой
сознание и мозг, ум и тело. Это, так называемая, психофизиологическая проблема,
вокруг которой вне связи с исследованиями паранормальных явлений ведутся
длительные дискуссии.
Что такое сознание, каково его соотношение с мозгом, телом? Это продукт
биохимической активности мозга, что-то относительно независимое и возникающее на
определенной стадии развития сложноорганизованного мозга, или же это некая
реальность, которая существует параллельно с веществом и излучением и каким-то
образом взаимодействует с физической реальностью, в том числе и с телом,
мозгом?
О психокинетической природе связи между сознанием и телом говорят некоторые
исследователи психофизиологической проблемы и паранормальных явлений. А именно
те, которые считают, что феномены сознания не могут быть сведены к биохимической
активности нейронов мозга и не возникают на определенной стадии развития
сложноорганизованных систем, а образуют некоторую собственную реальность,
которая несмотря на свое существенное отличие от реальности вещества и излучения
тем не менее может взаимодействовать с ней. Механизмом воздействия сознания
является психокинез.
Но в экспериментах по психокинезу мы видим наличие влияния на движение
неживых объектов. Живое влияет на неживое. Это выходит за рамки психофизиологии,
связи сознания и мозга.
Изучение проблемы сознания в целом и паранормальных явлений, в частности,
приводит исследователей к выводу о том, что феномен сознания присущ не только
человеку или высшим животным, но в той или иной форме неживой, косной материи.
Психокинетическая природа связи между сознанием и телом наводит на мысль о том,
что проявление сознания в неживом, в косном веществе может быть связано с его
движением.
Именно на этом настаивает в своих исследованиях известный физик-теоретик
Р. Пенроуз. Мерцание перехода волна/частица, с одной стороны, связано с
редукцией волновой функции частицы (ее локализацией), с траекторией ее движения,
а с другой стороны, – согласно модели Пенроуза – Хамероффа, с проявлением
феномена сознания на квантовом уровне, самом фундаментальном уровне неживой
материи.
Мудрецы утверждают, что движение – это жизнь. Возможно, что движение (на
квантовом уровне) – это проявление той формы сознания, которая пронизывает все
мироздание. Ведь в соответствии с современными представлениями первоначальный
импульс, породивший Вселенную, – это Большой Взрыв, т.е. Импульс Движения.
Итак, ТЕЛЕКИНЕЗ - пока необъясненная, но
реально существующая у одаренных людей способность передвигать предметы с
помощью усилия воли на расстоянии. А ПСИХОКИНЕЗ - намеренная
или происходящая спонтанно (случайно) способность человека воздействовать на
предметы с помощью направленного мысленного усилия. Единственное пока
оговоренное отличие психокинеза от телекинеза состоит в том, что в психокинезе
заведомо известным признается источник воздействия на предмет. До тех пор, пока
природа этого воздействия не будет достоверно выяснена, более правильным в
употреблении можно считать только термин "телекинез". Кроме того, изредка тоже
самое явление именуется психоэнергетикой или биоэнергетикой. Сила воздействия на
объект может различаться от микровозмущения до создания мощных эффектов типа
полтергейста. Видимое воздействие также может принимать различные формы: от
потери предметом или телом веса (левитация), перемещения предмета с различными
скоростями вплоть до мгновенной телепортации до психофизического исцеления. |