Многие, если не все, знают о карме. Часто можно услышать такие слова: "Ну не везет ему, и все тут! Видимо, карма у него плохая", "Опять все пошло так же! Ну, точно, это карма..." О карме, как и о Боге, да и практически обо всем, что выходит за пределы материального мира, мы обычно вспоминаем лишь тогда, когда что-то не ладится, не складывается так, как хотелось бы. А если все идет хорошо, нам, как правило, и на ум не приходит искать причину своего счастья - мы просто ему радуемся. О древних законах кармы большинство из нас имеет смутное представление, сводящееся лишь к тому, что в текущей жизни мы расплачиваемся за свои прегрешения в жизнях прошлых. По этой логике получается, что карма - нечто вроде отбывания тюремного заключения за совершенное преступление или выполнения исправительных работ. Однако в кармических законах не все так просто и однозначно. Закону подвластны и боги. Само слово "карма" пришло в наш лексикон из Индии. "Карма" в переводе с санскрита обозначает "действие". То, что мы обычно называем кармой, является следствием определенных действий, и само по себе в свою очередь тоже является действием, процессом, движением. Одно действие логически вытекает из другого - и так до бесконечности. По сути, закон кармы формулируется очень просто: "Что посеешь, то и пожнешь". В некотором смысле он представляет собой метафизическую разновидность третьего закона Ньютона, который гласит, что всякому действию соответствует равное по силе и противоположно направленное обратное действие. Скажем, в одной из прошлых жизней вы были бессовестным ростовщиком, а в этой энергия денег оборачивается против вас - приходится бедствовать. Карма не является чьим бы то ни было оружием или средством наказания - в индийской традиции ее действие распространяется и на богов. Сам их божественный статус является результатом огромного количества хорошей кармы, однако даже верховный бог Шива вынужден время от времени предаваться жестокой аскезе, чтобы загладить кармические последствия своей гневливости или опрометчивых поступков. Учение о карме больше походит на описание действия физических законов, чем на религиозные догмы. Суть его в том, что вести себя можно как угодно, но и результаты будут соответствующими. Никто ведь не запрещает человеку подставить руку под укус змеи, но тот, кто знает, что она ядовита и что ее укус может убить или сделать инвалидом, сам не станет этого делать, да и вообще постарается избежать с ней встречи. Также и учение о карме: оно, прежде всего, информирует, что будет в том или ином случае, а выбор всегда остается за человеком. Карма - всего лишь безличный закон природы, и полезно знать, как он работает. Едва ли не чаще всего, когда речь заходит о воздаянии за грехи и за праведность, люди спрашивают: "Если хорошие поступки приносят благо, а дурные - страдания, то почему многие добрые люди страдают, а некоторые злодеи процветают?" При кармическом подходе ответ на этот вопрос заключается в том, что человек может быть хорошим по натуре, но в прошлой жизни он накопил недостаточно хорошей кармы, чтобы она могла перевесить действие накопленной еще раньше кармы плохой. В прошлых жизнях такого человека, видимо, был какой-то серьезный проступок. С другой стороны, человек может по своей природе быть злодеем, но в то же время наслаждаться жизнью в течение короткого периода благодаря накопленной в прошлой жизни хорошей карме. В некоторой степени проявление кармического закона напоминает ситуацию со здоровьем. Иные люди от природы имеют крепкий организм и в результате обладают отличным здоровьем. У них мощный иммунитет, и поэтому они не подвержены болезням. Хотя такой человек не предпринимает никаких мер по ведению здорового образа жизни, наоборот, курит и частенько выпивает, сила и прекрасное самочувствие не покидают его до самых преклонных лет. С другой стороны, есть люди, которые принимают различные укрепляющие средства, едят богатые витаминами продукты, занимаются физической культурой, но, несмотря на все усилия по укреплению и оздоровлению организма, состояние их здоровья не улучшается. Между прошлым и будущим — не только миг. На самом деле говорить просто "карма" не совсем правильно, так как карму в индийской традиции принято подразделять на 4 категории: "Саньчита карма", буквально -совокупная карма. Это сумма всех прошлых поступков, известных и неизвестных, совершенных данным существом в этой и предыдущих жизнях, которая фиксируется на его так называемом кармическом счету. Под известной кармой следует понимать ту карму, о которой вы интуитивно знаете, что осуществили ее в этой жизни - обычно в виде какого-то необъяснимого везения или невезения, а также ваших сознательных действий по улучшению грядущей в следующих рождениях судьбы. Под неизвестной - ту карму, о существовании которой вы даже не подозреваете, которую нашему обыденному сознанию вычислить невозможно. Ее действие в состоянии узреть лишь просветленные мудрецы, которым ведомы тайны прошлого и будущего. Именно неизвестная составляющая лежит в основе многих обстоятельств теперешней жизни, как хороших, так и плохих. "Прарабдха-карма" - это та часть совокупной кармы, которая должна быть испытана индивидуумом в нынешнем его воплощении (остальная ее часть будет отнесена в грядущие жизни). По-иному она называется зрелой кармой (по аналогии с плодом, которому пришел срок созреть). Если в прошлых жизнях вы были самым отъявленным негодяем, это не значит, что в этой жизни вас ждет исключительно одно лишь горе, будут и хорошие моменты (так как хоть что-то хорошее вы все же делали). Точно также, как и если в прежних воплощениях вы были почти святым, в этой жизни вы все равно не избежите хотя бы некоторых горестей и разочарований (ведь мелкие грехи у вас, тем не менее, случались). В текущей жизни можно отработать только некоторую часть кармы, но никак не всю сразу. Зрелая карма - это "счета", которые вам предстоит оплатить или, наоборот, приносящие дивиденды именно в этом рождении. Условно говоря, в предыдущих жизнях вы много помогали бедным и накопили достаточно "плюсов", чтобы в этой жизни стать миллионером. Но вот ваше благочестие оставляло желать лучшего, поэтому вознаграждение за него отнесено в будущие рождения (конечно, при условии, что в нынешнем вы не превратитесь в безбожника). Аналогичным образом, прежде чем вступить в действие, накапливается и"критическая масса" кармического негатива. "Криямана-карма" включает в себя сумму всех возможных последствий, создаваемых текущими действиями человека. Иначе "криямана-карму" называют зарождающейся кармой. Она позволяет в той или иной степени изменить сценарий судьбы, сформированный поступками в наших прошлых жизнях. Прилагая сознательные усилия, мы способны улучшить баланс "плюсов" и "минусов" в нашей совокупной карме. По сути, зарождающаяся карма есть то, что мы делаем сейчас, в каждый момент текущего времени, обладая способностью выбора и сознательного созидания. "Агама-карму" составляют те поступки, которые вы намерены совершить в будущем. Ее существование связано со способностью высших сил предвидеть плоды намеченных вами действий, причем вне зависимости от того, станут они реальностью или нет. Иными словами, то, о чем вы мечтаете и что планируете, тоже будет записано на вашем кармическом счету (помните евангельское: "Всякий, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем"?). А вот если ваши помыслы станут воплощаться в жизнь, они уже превратятся в карму зарождающуюся, в плане воздействия на судьбу более весомую. Скользкий баланс добра и зла. Таким образом, то, что мы обычно называем кармой, - это всего лишь часть того, что включает в себя это понятие на самом деле. Да, действительно, совокупную и зрелую карму мы получаем в наследство от своих прошлых жизней, и с этим уже ничего нельзя поделать. Это как счета за электричество или телефон - мы уже совершили действие, теперь за него взыскивают, и никто нас от платы не освободит, разве что некий процент от нее перейдет в следующее рождение. Но в наших силах сделать так, чтобы новые "отрицательные счета" не накапливались или хотя бы уменьшить их сумму, а также добиться того, чтобы увеличить проценты с позитивного "депозита". Добиться этого можно с помощью зарождающейся кармы и кармы будущего. Правда, здесь не все однозначно. Это в христианстве есть однозначно добрые и однозначно злые дела, в индуизме и буддизме их оценка значительно сложнее. Зарождающаяся карма учитывает скорее не сами действия, а их последствия. То есть, чтобы улучшить свое будущее, следует максимально просчитывать последствия своего поступка и стараться представить, сколько добра и зла, вопреки вашим лучшим намерениям, он способен принести в будущем. Именно поэтому в индийской традиции так много внимания уделяется развитию ума и способностей к предвидению. Проиллюстрируем сказанное с помощью такого примера. Вы спасаете маленького щенка, но проходит несколько лет, и он, став большим свирепым псом, нападает на ребенка и наносит тому тяжелые травмы. С одной стороны, вашими действиями руководили благие побуждения, а с другой - на вашей карме спасение этого животного в итоге отразится скверно. Иными словами, "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется", но за это мы в любом случае будем расплачиваться. Дорога в ад нередко бывает вымощена благими намерениями... Именно поэтому буддисты стремятся к нирване - состоянию, в котором не остается никаких желаний и побуждений, а значит, не совершается и никаких действий, которые могли бы повлечь за собой негативные последствия. С кармой будущего все немного проще. Поскольку она лишь отражение наших планов, а не возможных последствий этих планов, то ее развитие наиболее легко поддается контролю. Здесь четко действует принцип "греховные помыслы - уже грех". Даже если мы лишь в мыслях, со злости, пожелаем кому-то смерти, это плохо отразится в итоге на нашей собственной карме, пусть мы никогда и не станем воплощать в реальность эту мысль. Если мы при живых родителях планируем, как будем жить в принадлежащей им квартире после их смерти, это тоже не приносит нашему будущему ничего хорошего. Так что для того чтобы сделать счастливым свое будущее, нужно в настоящем быть достойным этого. И не только в поступках, но и в мыслях.
А. Моргуновская "Интересная газета. Магия и мистика" №9 2007 г. |