Оккультизм. От Бога или от Дьявола? Илья Барабаш
«Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет».
Евангелие от Матфея | |
Оккультизм
и религия, оккультизм и наука. Насколько непримиримо это
противостояние? Насколько оно предопределено самой природой этих
явлений? А может быть, это противостояние надуманно и беспочвенно. К
чему весь этот спор? Да и трудно назвать это спором, так как
разногласия здесь почти никакого нет. Более того, я бы даже сказал, что
есть поразительное единодушие по ряду вопросов. Есть представление об
оккультизме, высказанное тем, кто когда-то сделал его известным на
Западе, и было это уже более ста лет назад. И есть представление об
оккультизме современных авторов, как правило, православных. Не нужно
быть большим аналитиком, чтобы заметить, что свое мнение об оккультизме
последние основывают, с одной стороны, на более чем огромной массе
«популярной литературы» об астрологии, так называемой «магии» и т.п.,
действительно сомнительного содержания. А с другой - на мнении церкви
по отношению к различного рода колдовству, магии и т.д. Самое
интересное, что взгляды оккультизма и религии, по сути, совпадают.
Инцидент можно было бы считать исчерпанным. Однако исчерпанным только
на бумаге. В жизни он, очевидно, продолжится еще очень долго. Можно
выделить две основных линии напряжения: между оккультизмом и наукой и
между оккультизмом и религией. Вопрос в том, насколько это напряжение
является искусственным, т.е. надуманным и возникшим в результате
неправильного понимания этих явлений, и в чем оккультизм действительно
противостоит науке и религии? При этом, правда, надо учесть, что и
взаимоотношения между наукой и религией далеки от гармонии и согласия.
Поэтому ни одну, ни другую нельзя брать в качестве точки отсчета, а
суждения их не могут быть поэтому критерием истины. Одна из причин,
делающая противостояние искусственным в том и состоит, что, как ни
странно, религия не признает в оккультизме научность, а наука –
религиозность. В то же самое время со своей стороны можем высказать
совсем уж крамольную мысль, что возможно именно оккультизм является
синтезом науки и религии, т.е. тем, что их объединяет. Не будем сейчас
приводить обоснования этого, это тема очень серьезного разговора,
требующая очень точного и глубокого обсуждения того, в чем состоит суть
науки и в чем религии. Пусть это будет пока просто интуитивное
предположение, впрочем, согласное с тем, что пишет Брокгауз и Ефрон. Краткий список положений, как представляется оккультизм с точки зрения церкви и науки. 1.
Церковь признает реальность большей части явлений, приписываемых
оккультизму, но считает их причиной связи с «бесами» и поэтому осуждает
их. 2. Вторым пунктом обвинения оккультизма является то, что
оккультизм, по мнению некоторых церковных авторов, не требует духовных
усилий и является потаканием своим страстям, властолюбию и т.п. 3.
Некоторые церковные авторы видят оккультизм антихристианским учением,
проповедуемым в России для ее духовной и всей прочей погибели, за чем
стоит мировой заговор против России и Православной Церкви как
единственного и последнего оплота истины в этом погрязшем в грехе мире. 4.
Наука видит в оккультизме шарлатанство в обличье различных
паранормальных явлений, не объяснимых с точки зрения официальной науки. 5.
Официальная наука (хотя, что такое «официальная наука» определить будет
очень сложно) не признает таких наук, как, например, астрология,
алхимия и т.п., видя в них пустые фантазии. Однако обращаясь к
тем авторам, благодаря которым мы сейчас говорим об оккультизме, к тем,
кто, очевидно, не понаслышке знает, что это такое, мы видим, что они
очень четко разделяют истинный оккультизм от ложного, состоящего в
поиске различного рода феноменов, и, также как и церковь, предупреждают
об опасности практикования оного. Во-вторых, они настаивают, что для
истинного оккультиста, прежде всего, важна чистота души и помыслов,
искренняя вера в Бога, преодоление эгоизма и тщеславия, добавляя при
этом необходимость преодоления также и различного рода заблуждений,
догм, стереотипов. Не о том ли пекутся и христиане, например? Что
отличает оккультизм от религии – это иное видение взаимоотношений
человека и Бога. Можно ли назвать его антихристианским учением? Я
думаю, что нет, не-христианским – да, но наравне с другими
теологическими системами, например, исламом, буддизмом и т.п.
Противопоставлять таким образом оккультизм и христианство – значит
совершать логическую ошибку, намеренно или по неведению путая понятия
противоположности и противоречия. Что касается сопоставления
оккультизма с наукой, то первый воспринимает мир в более широком
диапазоне, если так можно выразиться, который наука начинает постепенно
открывать. Кроме того, методы современной науки и оккультизма хотя и
имеют на первый взгляд одну цель – познание, сильно отличаются. Первая
– опирается на эксперимент, считая его единственным объективным
критерием истины и стремясь исключить «субъективного» человека из
процесса познания. Второй же наоборот - стремится включить человека в
этот процесс, делая его своего рода инструментом, путем и целью этого
познания. Отсюда необходимость познания себя и работы над собой. Это
две модели науки. Слова Джордано Бруно: «Наука есть наилучший способ
сделать человеческий дух героическим» и Платона: «В науках очищается и
вновь оживает некое орудие души каждого человека, которое другие
занятия губят и делают слепым, а между тем сохранить его в целости
лучше, чем иметь тысячу глаз, ведь только при его помощи можно увидеть
истину» относятся большей частью именно к той модели, которую
предлагает оккультизм. Проблема отношения к оккультизму, как
кажется, имеет сегодня одну очень важную, хотя и не слишком очевидную
причину. Анализируя определения оккультизма (см. ниже), нетрудно
заметить, какой сильный акцент ставится на работу с внутренним миром
человека. Речь идет и о глубоком самопознании и об усилиях,
направленных на моральное самосовершенствование. Очевидно, что такое
внимательное отношение к своему внутреннему миру не очень модно
сегодня, к сожалению. У большинства из нас нет навыка работы с самим
собой. Нет того опыта, к которому обращается, и который развивает
оккультизм. И это, возможно, самое большое препятствие к его признанию.
Очень хорошо эта проблема становится заметной при изучении совсем вроде
бы не оккультных работ Карла Густава Юнга, особенно в сравнении с
работами Зигмунда Фрейда. Популярность, хотя и оспариваемых, и далеко
не бесспорных идей последнего трудно преувеличить. Как трудно
преувеличить и степень нашего знакомства с опытом, к которому
апеллирует Фрейд. И также трудно преувеличить степень отсутствия у нас
того опыта, разделить который предлагает Юнг. И если религиозный образ
жизни требует определенного морального совершенствования, то образ
жизни научный не требует сегодня ни самопознания, ни этического
совершенствования. Так что же, есть ли возможность примирения?
Надо полагать, что есть, но для этого надо будет сделать очень много
усилий. Скорее всего, первой придет к признанию оккультизма наука,
которая в течение последних двухсот лет все ближе подходит к
представлению о мире ранее свойственному только оккультизму. Например,
в понимании законов эволюции, эмбриогенеза, а также в области
психологии человека. Однако ждать этого признания можно активно.
Непредвзятое изучение традиций, мифов, философских и религиозных учений
различных эпох, их сравнительный анализ позволят нам расширить круг
своих представлений о мире. А их осмысление и попытка применить их к
нашему сегодняшнему дню и к нам самим позволит лучше понять свой
внутренний мир. И именно там, в нашем внутреннем мире, должна, судя по
всему, произойти эта долгожданная встреча. Приведем несколько
цитат из различных источников, иллюстрирующих основные положения
оккультизма и отношение к нему с точки зрения религии и науки. Оккультизм. Субба Роу Источник: SunHome Под
оккультизмом я понимаю ту науку, или, скорее, мудрость, которая даёт
верное и точное объяснение действию законов природы вместе с их
приложением по всей вселенной. Фактически, это наука о происхождении, назначении и силах вселенной, а также всех вещей в ней. Заметная
разница между оккультной и современной наукой состоит в том, что первая
работает с силами и материалами природы в их естественном состоянии, в
то время как последняя использует их в отдельности и в ограниченном
состоянии низшего плана их проявления… Оккультист рассматривает
всю природу как единое целое, а всё разнообразие относит на счёт того,
что единство это состоит из проявлений различных уровней или планов,
восприятие которых зависит от развития воспринимающего. Он
считает, что единый закон, проникающий все вещи — это эволюционное
развитие, движущееся вверх до первоисточника эволюции — божественного
логоса; потому известный нам ныне человек способен на почти бесконечное
развитие. Веря, что природа и её законы — одно, оккультист знает,
что всякое действие против этих законов встретит противодействующие
силы и будет уничтожено; потому развивающийся человек должен, если
хочет достичь божественности, стать сотрудником природы. Для этого ему
следует учиться соответствию природе. Оно приведёт его к тому, что его
действия станут неизменно благотворными и будут неуклонно преследовать
высшее благо — ведь то, что называется «добром» — лишь действие,
производимое в соответствии с единым законом. Потому оккультизм даёт
рациональную основу для праведности, какой не может дать никакая другая
система, ведь он возводит нравственность в космический закон, а не
основывает её на поверии. Более того, осознание единства природы ведёт
оккультиста к признанию того, что та же единая жизнь, проникающая всё,
действует также и в нём самом; таким образом, он приходит к тому, что
совесть — это не просто критерий правильного и неправильного, а зародыш
высшей способности восприятия, свет, который поведёт его по пути, в то
время как в воле он признаёт силу, способную к неограниченному
возрастанию и расширению. «Число Зверя. На пороге третьего тысячелетия» Иеромонах Анатолий (Берестов) Источник: Aha Большая
Советская Энциклопедия ( 1974, т. 18, с. 348) так определяет слово
«оккультизм». Оккультизм (от латинского слова okkultus - тайный,
сокровенный), - общее название учений, признающих существование скрытых
сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта,
но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию
(посвящение) и специальную психическую тренировку. При этом цель
ритуала посвящения... усматривается в достижении высшей ступени
сознания, открывающего доступ к так называемым «тайным знаниям». Именно
эти так называемые «тайные знания» лежат в основе колдовства, магии, из
которых вышли на арену дня экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология и
т.п. Оккультные учения идут к нам и с запада, и с востока. Во
многом это связано с развитием идеологического и духовного плюрализма,
или вседозволенности, на фоне так называемой демократизации общества.
На глазах совершается страшная духовная агрессия против России и, в
первую очередь, против Православия в России, ибо только Россия остается
столпом и оплотом истинного христианства в мире. Но именно поэтому и
тратятся огромные усилия, чтобы и снаружи, и изнутри расшатать
Православие и Церковь. Вероятно, мало кто знает, что только в прошлом,
1994 г. ЦРУ потратило 150 млн долларов на духовную агрессию против
России и в нашу страну хлынул поток разных антиправославных
проповедников, которые стали создавать различные секты, школы, в том
числе и оккультные - экстрасенсорики, магии, уфологии, астрологии и т.
д. Чем же страшны оккультные методы целительства? Гипноз,
экстрасенсорика, колдовство, кодирование используют методы
насильственного воздействия на психику человека, подавляя его волю и
вырабатывая поведение людей по чужой воле - воле гипнотизера,
экстрасенса, колдуна и т. д. Воздействуя на подсознание человека, они
вкладывают в подсознание свою программу поведения и мышления. Эта
программа, проходя в сознание, определяет поведение, поступки и даже
образ мышления человека. Ему кажется, что он поступает по своей воле,
по своему желанию. На самом деле он выполняет волю чужого человека,
чужого духа. Такое насильственное воздействие ограничивает личность
человека, парализует его волю, изменяет поведение и даже мышление.
Человек становится как бы биороботом, в нем убивается Образ Божий. Образ
Божий несет в себе каждый человек, каким бы плохим и падшим он ни был.
Образ Божий в человеке состоит в том, что человек имеет свойства,
присущие Богу: разум, свободную волю, бессмертную душу. Отбирая у
человека волю и навязывая ему свою, изменяя образ мышления и поведения
человека, оккультисты издеваются над Образом Божиим, умаляют его,
подчиняют душу человека себе. Большая Советская Энциклопедия Источник: Cultinfo Оккультизм
(от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений,
признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных
для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных»,
прошедших через особую инициацию и специальную психическую тренировку.
При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психическими
потрясениями, переживанием смерти и «нового рождения», усматривается в
достижении «высшей ступени» сознания и нового видения мира,
открывающего доступ к т. н. «тайным знаниям» — воздействию или контролю
над скрытыми силами природы и человека. В философском плане О. ближе
всего к гилозоизму и пантеизму, рассматривающим мир как некий
одухотворённый организм, все силы которого находятся в непрестанном
динамическом взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его
роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития
культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией,
религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными
(например, магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии,
гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. О. представляет
интерес для исторической психологии и психопатологии, часто отражая
такие стороны древнего мировоззрения, которые не находят отражения в
каких-либо др. источниках. Собрания гороскопов оказались ценным
источником для исследования экономической и политической истории.
Особый интерес изучение О. имеет для ранней истории естественных наук и
медицины; оккультные учения о всеобщих скрытых связях явлений и о
человеке как микрокосме сыграли в 14—16 вв. видную роль в развитии
наблюдательных и экспериментальных методов. Однако большая часть т. н.
оккультных явлений отвергается наукой, как не находящая себе места в
современной научной картине мира. Антагонизм О. и науки связан и с тем,
что О. основан на нерасчленённом и иррациональном типе мышления,
восходящем к древнему анимизму и магии, не допускающем разделения
объективной и субъективной сферы. О. представляет собой, т.о., антипод,
противоположность научному мышлению. Словарь Брокгауза и Ефрона Оккультизм Сущность
и метод. О. (от лат. слова occultus — тайный, сокровенный) обыкновенно
называют совокупность воззрений, верований и знаний по предмету
таинственных сил природы и человека, или совершенно игнорируемых
современной официальной наукой и философией, или мало ею исследованных,
а также некоторых действий и приемов, вытекающих из этих познаний.
Впервые термин "philosophia occulta" был употреблен в XVI веке Агриппой
Неттесгеймским. В основе О. лежит двоякое стремление человеческой души
— верить и познавать. Оккультизм стоит на границе между религией и
теологией, с одной стороны, наукой и философией, — с другой. С
философией О. сближается как стремлением проникнуть в сущность вещей,
постигнуть глубочайшие тайны мироздания и человеческой души, так и
желанием охватить все отрасли человеческого познания в стройной
системе, построить одно цельное и законченное во всех частях
миросозерцание. С религией его сближает признание главнейшим источником
познания, — по крайней мере, в теоретических основах О. — не свободное
исследование фактов, а откровение свыше, равно как и
глубоко-теологическая точка зрения, признающая исходным пунктом
мироздания Божество. Такая точка зрения не чужда даже наиболее близко
стоящим к современной опытной науке исследователям оккультических
явлений. Таким образом, О. в основе своей — теологическая система (или,
лучше сказать, совокупность систем, более или менее однородных по
характеру), лишь более широкая, чем обычные теологические системы, так
как эти последние редко выходят из сферы религиозных и моральных
вопросов, тогда как О. стремится охватить все стороны мироздания.
Признавая откровение главным источником познания, О. не отказывается и
от общепринятых научных приемов — умозаключения и опыта, но прибегает к
ним главным образом лишь при исследовании материальных сил природы и
человека. Охотнее всего он пользуется методом аналогии, т. е. именно
тем, который в официальной науке признается наименее точным и
убедительным. Очень часто результаты, достигаемые при этом
оккультистами, сводятся к пустой, более или мене остроумной игре
словами и понятиями, а сближения, делаемые ими при этом, крайне
искусственны и произвольны. О. — понятия более широкое, чем теософия,
спиритизм, магия и т. п., которые вместе с другими тайными науками и
искусствами, как-то каббалой, алхимией, астрологией и проч., составляют
лишь отдельные отрасли О. Наука, по мнению современных оккультистов,
исследует лишь феномены, внешнюю сторону фактов: она экзотерична, в
противоположность О. или эзотеризму, занимающемуся исследованием
внутренней сущности вещей и высших сфер мироздания, доступных лишь
небольшому сравнительно кружку посвященных, которых оккультисты
называют адептами или просвещенными (adepti, illuminati, initiati).
Иногда О. называют также герметизмом, по имени одного из мифических
пророков его, Гермеса Трисмегиста (см.). Впрочем, название
герметической науки чаще всего применяется к алхимии. Православие и современный оккультизм. Источник: Karelin-r Если
человек думает приблизиться к Богу без борьбы с собой, вернее с грехом,
который въелся как ржавчина в металл в его природу, то это лукавое
намерение - сочетать веру с жизнью по страстям, эгоцентризмом и
гордыней - приводит к деградации и искажению самого религиозного
чувства. Человек не может одновременно любить свои страсти и Бога,
поэтому он внутренне теряет Бога. В этом внутреннем отступничестве
могут быть два исхода. Первое, религия, оторванная от своих мистических
корней, принимает утилитарный и прагматичный характер; этика заменяется
этикетом, и сама нравственность понимается как внешнее поведение, а не
как внутреннее состояние души. Человек, потеряв в своем сердце Бога,
становится новозаветным фарисеем, который убежден, что он образцовый
христианин и как артист веры любуется сам собой. Во втором случае
у человека сохраняется мистическое чувство, как свидетельство каких-то
невидимых таинственных реалий. Но человек потерял Бога, как главную
цель и содержание религиозной жизни, и стал открытым для демонических
сил. Поэтому, уже искаженное мистическое чувство, сочетавшееся с
эгоцентризмом и страстями, теперь побуждает его искать в религии
средства для приобретения сверхчеловеческих сил и знаний, и он находит
в оккультных «науках» каких-то неведомых «помощников» под видом
космических духов, которые обещают ему содействие в осуществлении его
планов. А так как демонический мир, являющийся концентратом гордыни и
страстей, близок к состоянию падшего и непреображенного благодатью
человека, то контакт налаживается быстро. Эти "помощники" охотно
откликаются на призывы человека, обещая ему власть над духовным миром
через магические знания и ритуалы. Магия и оккультизм - это
добровольное искание союза с князями ада, это договор сатаны с
человеком, заключенный против Бога. Христианство основано на любви и
самоотверженности, его очи устремлены в вечность. Магия всегда
утилитарна; оккультист смотрит на духовный мир как на средство для
достижения своих личных, вполне земных целей. Христианин подчиняет свою
волю благодати Божьей. Оккультист посредством заговоров, мантр,
заклинаний и астрологических карт пытается овладеть духовным миром и
подчинить его себе. Но на самом деле, оккультист, отдавшись демону,
похож на ребенка, который хочет покататься на спине тигра, но
оказывается в зубах зверя. Человек вначале добровольно тянется к
оккультизму, а затем, словно завороженный входит в поле демонических
сил, которое засасывает его как топкое болото. Выбраться из этого
болота удается немногим; большинство осознают свою катастрофу только в
час смерти, когда мнимый ангел сбрасывает с себя маску помощника, и
человек видит своего убийцу - демона. Магия это подкуп, за который
человек отдает свое бессмертие. Соблазн оккультизма Епископ Александр Милеант Источник: Vernost Полной
противоположностью такой здоровой религиозности, основанной на вере и
послушании Богу, является нездоровая, «черная духовность» оккультизма.
Здесь тоже есть элемент сверхъестественного и искание помощи, — но
ищется не у Творца, а у каких-то сомнительных духов или у таинственных
нефизических сил. Если здоровая вера в Бога облагораживает человека, то
нездоровая оккультная вера духовно калечит его. Она всецело устремлена
к земному, тривиальному и греховному. Цель оккультных занятий чисто
утилитарная: — узнать тайны, добиться житейского успеха, покорить
чью-то любовь, укрепить здоровье, почерпнуть био-энергию, расширить
свой потенциал, отомстить врагу или просто «поиграть» с таинственным.
Многих прельщает то, что все это достижимо без всякого физического
труда и без нарушения гражданских законов. Если обращение к Богу
пробуждает совесть в человеке и побуждает его каяться и исправляться,
то оккультное занятие, напротив, не связывает его никакими
нравственными обязательствами: бери и наслаждайся! В этой кажущейся
свободе от моральных обязательств заключается, по-видимому, главная
привлекательность оккультизма. Но, как увидим дальше, услужливые
потусторонние духи совсем не альтруисты, и человек рано или поздно
расплачивается очень дорого за полученные услуги. Только поначалу все
выглядит легко и просто. Психологические основы оккультизма Свами Вивекананда Источник: Psy.Piter Теперь
вы видите, что основа оккультизма: помогать не рассуждая, глядя даже
смерти в лицо, хотя бы вас обманывали миллион раз, не спрашивайте
ничего и не думайте о том, что вы делаете. Не хвалитесь своей щедростью
к бедным и не ждите от них благодарности; скорей будьте им благодарны
за то, что они дают вам случай проявить на них свое милосердие.
Совершенно ясно, что быть идеальным человеком, живя в миру, гораздо
более трудная задача, чем быть идеальным монахом. Истинная жизнь труда
так же тяжела, если не тяжелее, чем истинная жизнь отречения. Еще раз об оккультизме в Православии проф. А.Дворкин Источник: Radonezh Одна
из самых тяжелых духовных болезней – оккультизм. И увлечение им, даже
давно изжитое и раскаянное, все равно почти никогда не проходит
бесследно. «Микробы» оккультизма очень долго живут в душе человека и
время от времени дают о себе знать. Оккультизм, в частности,
характерен тем, что совмещает феномены духовные и физические, точнее
верит в то, что они жестко управляются одними законами. Вот, скажем,
очевидный пример: Дело в том, что у души есть точка внимания (точка
концентрации), которая может перемещаться по телу... Мы можем ее
осознанно перемещать, но чаще всего она блуждает. Вообще-то это
из Кастанеды – "блуждающая точка сборки" и проч. Но где в православной
литературе автор может найти эту "блуждающую" душу, которая в
определенном возрасте у девушек перемещается в область ниже пояса? Дальше
по мысли автора происходит трансформация подростка в инфернального
"энергетического вампира" (опять же, заметим, оккультное нью-эйджевское
понятие). Оккультизм истинный, частичный и ложный. Анни Безант Источник: RuMagic Начнём
же мы с вопроса — что такое оккультизм? Это слово употребляли в самых
необычных значениях, зачастую злоупотребляя им. Е. П. Блаватская
однажды определила оккультизм как изучение ума в природе, подразумевая
здесь под умом вселенский ум или божественный разум, а следовательно —
изучение трудов Бога во вселенной и исследование всех энергий, которые,
исходя из этого духовного центра, действуют в окружающих нас мирах. Это
изучение жизненной стороны вселенной, то есть той, из которой всё
происходит и всё формируется — взгляд сквозь иллюзорную форму на ту
реальность, которая её оживляет. Это изучение того, что лежит в основе
всех явлений, и прекращение ослепления теми видимостями, которые
постоянно меняются и вводят нас в заблуждение; это проникновение через
завесу майи и восприятие реальности, единого Я, единой Жизни, единой
Силы, того, что во всём, и в чём пребывают все вещи… Такое изучение,
если вы вообще понимаете, что под ним подразумевается, должно
обязательно означать развитие в наблюдателе высших духовных
способностей, ибо лишь духом может быть познан Дух. Мы постоянно
говорим о доказательстве тех или иных духовных вещей, но не может быть
истинного подтверждения духа, кроме как через дух. Подтверждения
интеллектуальные, эмоциональные и чувственные не годятся, когда мы
имеем дело с реальностью Духа. Никакие подобные доказательства не могут
быть более чем предположением, отражением истины. Они могут быть
аналогией, которая может направить нас на верный путь, но
доказательством и подтверждением в истинном смысле слова они быть не
могут. И как было верно сказано в одном из великих индийских писаний,
не может быть в полном смысле свидетельства о Боге, кроме веры в Дух,
ибо лишь дух сроден ему, и, будучи им самим, может его коснуться и
узнать. И теперь, взглянув в этом свете на истинный оккультизм, и
уразумев, что никто не может быть в полном смысле слова оккультистом,
кроме тех, в ком развита и действует духовная природа, нам следует
научиться отличать истинный оккультизм от очень многих проявлений,
выступавших под этим именем в прошлом и действующих среди нас сегодня.
Но отделяя все эти формы так называемого оккультизма, нам нужно
отличать среди них те, которые в некотором смысле можно назвать
ступенями к оккультизму истинному, и которые были предназначены теми,
кто дал их, для содействия прогрессу. Другие же формы, в
действительности не относящиеся к оккультизму в истинном смысле слова,
те вещи, которые Блаватская однажды назвала "оккультными искусствами",
и которые, похоже, заключают в себе всё, что люди обычно и считают
оккультизмом — это искусства, в которых используются некоторые силы
природы и развиваются способности, относящиеся к тем планам, которые
ниже духовного, поскольку существуют миры, которые выше того, что мы
называем физическим, но всё же ниже духовных областей. Развитие
некоторых способностей приводит человека в соприкосновение с ними,
позволяя ему управлять этими силами и их использовать. Есть почти
мириады таких умений и линий обучения, которых никакой настоящий ученик
и искатель высшей истины, размышляя об оккультизме, никогда к нему не
отнесёт. …Развитие духовной природы должно последовать за
очищением низших составляющих нашей природы, и это один из важнейших
моментов, который нужно осознать. Мы должны быть эмоционально и
интеллектуально чисты и на определённой стадии по меньшей мере достичь
полного устранения личности, прежде чем в пределах нашей досягаемости
окажется что-либо, достойное названия духовного прогресса. …Вряд
ли стоит вам напоминать, что в то время как этот полуоккультизм может
служить ступенью к оккультизму истинному, псевдооккультизм как правило
определённо является для него препятствием. К псевдооккультизму можно
отнести "оккультные искусства", в изучении которых погрязли многие
подававшие надежды начинающие, сбившись с пути и потратив свои жизни
зря. Геомантия, хиромантия, карты таро — всё это неплохо для тех, кто
хотел бы пробраться обходными путями природы и добыть знания о её
скрытых трудах. Эти науки могут быть безвредными, интересными и даже в
чём-то полезными, но это не оккультизм, и их профессора оккультистами
не являются. Некоторый успех в этих занятиях — а для него не требуется
высоких качеств ума и сердца — может вскормить самые абсурдные
претензии и тщеславие, будто эти шашни с апсарами царства оккультизма
превратили заурядного человека в одного из его правителей, великого
мага. Человек может быть мастером этих искусств, и всё же быть дальше
от оккультизма, чем какая-нибудь чистая и бескорыстная женщина,
стремящаяся лишь любить и служить, или щедрый и великодушный человек,
посвятивший свою жизнь помощи своим собратьям. А если эти искусства
обращены на достижение эгоистичных целей или питают тщеславие, их
профессор может оказаться в опасной близости к вратам левого пути. Оккультизм против оккультных наук Е.П.Блаватская Источник: Kulichki В
разделе Писем за этот месяц некоторые материалы свидетельствуют об
очень сильном впечатлении, произведённом на умы нашей последней статьёй
«Практический оккультизм». Подобные письма ещё раз доказывают и
подкрепляют два логических заключения: на свете больше образованных и
мыслящих людей, верящих в существование оккультизма и магии
(существенно отличающихся друг от друга), чем это предполагают
современные материалисты; и большинство этих верящих (включая многих
теософов) не имеют ясного представления о природе оккультизма и
смешивают его с оккультными науками в целом, в том числе с "чёрной
магией”. Их представления о силах, коими оккультизм наделяет
человека, и о путях, ведущих к приобретению этих сил, столь же
различны, сколь и причудливы. Некоторые воображают, что требуется
руководитель, указывающий путь,— и что этого вполне достаточно, чтобы
стать чем-то вроде Занони. Другие полагают, что следует лишь пересечь
Суэцкий канал и добраться до Индии, чтобы превратиться в Роджера Бэкона
или даже графа Сен-Жермена. Многие считают своим идеалом Маргрейва с
его вечной молодостью, и их мало тревожит то, что плата за это —
собственная душа. Немало таких, которые, путая оккультизм с чистейшим
«Аэндорским колдовством», «вызывают в сферу света, из мрака Стикса чрез
зияющую Землю, безобразных призраков» и хотят, чтобы на этом основании
их считали законченными адептами. «Церемониальная магия», воплощённая в
законах, пародийно изложенных Элифасом Леви, служит ещё одним
воображаемым alter ego философии Архатов древности. Короче говоря,
грани, в которых оккультизм предстаёт перед неискушённым в нём
человеком, отвечают по многоцветности и разнообразию всей широте
человеческого воображения. Источник |