|
|
Каталог статей |
|
Строение и величина Ада
Из бесчисленного разнообразия представлений о строении ада к достаточно
устойчивым и общепринятым можно отнести идею двух адов: верхнего и нижнего. Эта
идея находила библейское обоснование в Псалтири, где говорится: «Ты избавил душу
мою от ада преисподнего» (85:13; в Вульгате: eruisti animam meam ex inferno
inferiori, т. е. буквально: «от ада нижнего»). ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ, исходя из
весьма неясного указания псалма, высказывает предположение, что «верхний ад на
земле, нижний — под землей» (ДИАЛОГИ, 4:42, col. 400). Идея развита в
«Светильнике» Гонория Августодунского (ок. 1100).
Верхний ад здесь
изображен как «нижняя часть этого мира, полная мук», «здесь неистовствуют
безмерный жар, великий холод, голод, жажда, различные страдания телесные, такие
как бичевания, и душевные, такие как ужас и робость...; нижний же ад — «духовное
место» (locus spiritualis), где горит неугасимый огонь; его расположение внизу
следует понимать метафорически: «о нем говорят, что он находится под землей,
потому что, как тела грешников покрываются землей, так души грешников
погребаются в аду» (Цит. по: ОУЭН, 60). Разделение ада на верхний и нижний нашло
выражение и в поэзии. В англо-норманской поэтической версии «Странствования св.
Брендана» (ок. 1125) Бенедейта верхний и нижний ад разделены соленым озером,
верхний ад полон пламе ни, нижний — вони и холода (ОУЭН, 60). У Данте адские
круги с шестого по девятый, окруженные стигийским болотом, находятся в пределах
стен «города Дита» (Люцифера) и образуют Нижний ад; «вечный пламень» у Данте,
как и у Гонория Августодунского, горит лишь в нижнем аду (АД,
8:73-75).
Идея лимба была порождена необходимостью выделить в аду особое
место для тех, кто, не будучи крещен, не совершил вместе с тем и никаких грехов.
Казалось несправедливым, что библейские патриархи, ожидая в аду появления Христа
(71 Нисхождение в ад), разделяют страдания прочих грешников; уже Беда
Достопочтенный утверждал, что праведники дожидаются Христа в аду, не испытывая
мук. Однако лишь позднее (в 13 в.) возникает понятие об особой части ада — лимбе
(limbus — буквально «край одежды»), где обитают патриархи и невинные младенцы.
Альберт Великий и Фома Аквинский ввели различение «лимба младенцев» (limbus
infantium, limbus puerorum) и «лимба отцов» (limbus patrum) (Годель,
761).
Идея чистилища — места, где очищаются души, не совершившие смертных
грехов, но все же не достойные немедленного отправления в рай, возникла под
влиянием 2 Книги маккавеев (книги, включенной в состав католической Библии):
Иуда Маккавей, предавая земле падших воинов, обнаруживает у них «под хитонами
посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям», тем не менее он
и его соратники «обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен
содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя
своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до
двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех,
и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он
не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы
молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована
превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за
умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 МАК. 12:39-46).
Посмертное состояние согрешивших воинов мыслится в этом тексте как неясное, не
определенное до конца и зависящее от акта искупления, посредством которого живые
могут вмешаться в судьбу мертвых (эту возможность использовала католическая
церковь, которая во времена Лютера предлагала за некоторую плату немедленное
освобождение души из чистилища). Доктрина чистилища, разработанная в решениях
Лионского (1274), Флорентийского (1439) и Трентского (1563) соборов, в конце
концов не была принята ни православной, ни протестантской церквами. Вопросы о
месте, длительности и природе наказания в чистилище остаются достаточно
неясными. Чистилище сначала мыслилось, видимо, как раздел ада: так, АВГУСТИН,
считавший, что грешная душа после смерти идет «либо в огонь очистительный, либо
на муку вечную» (О БЫТИИ ПРОТИВ МА. НИХЕЙЦЕВ, 20:30, col. 212) понимает
чистилище как своего рода «верхний ад». Грешнику вообще трудно понять, где он
находится: в аду или чистилище. У Цезария Гейстербахского иные грешники,
оказавшись на том свете, принимали ад за чистилище и наоборот (Гуревич, 235).
Гуго сен-викторский робко предполагает, что осужденные на чистилище наказываются
там, где согрешили («...их местонахождение не вполне ясно, разве лишь что из
многих примеров и откровений душ, приговоренных к такому наказанию, часто видно,
что они отбывают его в этом мире; и, пожалуй, вполне было бы возможно, чтобы они
претерпевали отдельные наказания там, где согрешили» (О ТАИНСТВАХ, COl. 586).
Вместе с тем, Данте рисует отчетливую трехчастную структуру загробного мира, где
не может быть места таким сомнениям.
Вопрос о размере ада, а также о
соотносительной величине ада и рая таил известные затруднения: ведь из
библейских речений о немногочисленности спасенных следовало, что ад значительно
больше рая, а подобная физическая пропорция не могла не быть воспринята как
явное доказательство торжества зла над добром. До того, как эта проблема была
осознана, авторы видений и богословы находили некоторое злорадное удовольствие в
констатации неизмеримости ада, для выражения коей уже «ВИДЕНИЕ СВ. ПАВЛА» (3 в.)
дает рельефную формулу: грешников в аду столько, что сто мужей, каждый из
которых имел бы по сто железных языков, не смогли бы перечислить их, даже если
бы начали говорить с самого сотворения мира (выше в «Видении..» называется и
точная цифра — 144 000, — которая, видимо, казалась автору невероятно большой).
Однако позднее богословы поняли, что количественный перевес ада, в сущности,
малоприличен для божественного достоинства; так возникла проблема, над которой
продолжали размышлять даже в 17 столетии, — еще Лейбниц усматривал странность в
том, «что даже в великом будущем вечности зло будет торжествовать над добром, и
это под верховным владычеством того, кто является верховным благом...»
(Теодицея, 140). Голословные уверения, что ад меньше рая, с которыми выступил, в
частности «крипто-анабаптист» Курионе в сочинении «О величине блаженного царства
Божия» (1554; см. УОКЕР, 37-38), не решали проблемы, но в конце концов было все
женайдено устраивавшее всех решение, не отвергнутое и современной теологией:
количественный перевес рая над адом будет достигнут , если учесть всех умерших
(крещенных) детей.
Источник |
Категория: Эзотерика. Мистика. Философия. | Добавил: Странница_грёз (2010-06-02)
|
Просмотров: 2355
| Рейтинг: 5.0/1
|
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
|
|
|