«ВЕЛИКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ТАМПЛИЕРОВ ДЛИЛОСЬ ПОЧТИ ДВА СТОЛЕТИЯ…..» Марион Мельвиль
В
далекие времена все на свете сословия стремились посетить святые места
в Иерусалиме. Потоки паломников, невооруженных и недисциплинированных,
отправлялись дорогами Венгрии и Византии на поклонение Гробу Господню,
между тем как разбойники и воры наводнили дороги, захватывали, грабили
и убивали путников. Именно покровительству этих путешественников решил
посвятить себя некий шампанский рыцарь Гуго де Пейн. Нам о нем почти
ничего не известно, кроме как стремление походить во всем на свой идеал
– Годфрида Бульонского, который еще в 1099 году вместе со своими
сподвижниками - братом Балдуином, Робертом Нормандским и Робертом
Фландрским следовал во главе армии крестоносцев за беспорядочной толпой
паломников, а затем провозгласил себя «Защитником Гроба Господня». В
1118 г. Гуго и еще восемь французских рыцарей, чьи имена история почти
не сохранила, решили создать военно-монашеский орден для охраны этих
самых паломников и дорог, ведущих к Святой Земле.
«Некоторые
рыцари, любимые Богом и состоявшие у Него на службе, отказались от мира
и посвятили себя Христу. Торжественными обетами … они обязались
защищать паломников от разбойников и воров, охранять дороги и служить
рыцарству Господню. Они блюли бедность, целомудрие и послушание…и в
продолжение девяти лет они служили в мирской одежде и одевались в то,
что им подавали в качестве милостыни верующие. Король Болдуин II, его
рыцари и патриарх были преисполнены сострадания к этим благородным
людям…и пожаловали им некоторую собственность…, дабы помочь в их нуждах
для спасения души дарующих. И так как у них не было церкви или жилища,
которое бы им принадлежало, король поселил их в своих палатах, близ
Храма Господня. Аббат же предоставил им землю неподалеку от палат,
поэтому их и стали называть «тамплиерами» - «храмовниками».
На соборе в Труа 14 января 1128г. в день Св. Илария орден был
официально признан и учрежден был его Устав. Кардинал Жак де Витри
писал: «В лето милости Божией 1128, прожив совместно и, согласно
своему призванию, в бедности девять лет, они заботами папы Гонория и
Стефана, патриарха Иерусалимского, обрели устав». На соборе
присутствовал Бернар Клервоский, Святой Бернар Клервоский, мистик и
эрудит, государственный муж и «Божий человек» - человек, «по слову которого короли могли выступить в поход, а римские папы склоняли головы».
В двадцать три года Бернар отказался от мирской жизни, и, увлекши за
собой насколько десятков друзей, а также некоторых родственников,
принял обет в Сито и стал цистерианцем. Затем основал в Клерво
отделение этого ордена. Благодаря духовной мощи, умению завладевать
людскими душами и другим многочисленным дарованиям, он скоро стал
бесспорным авторитетом Церкви. Его присутствие на Соборе в Труа, а
также присутствие таких личностей как Гуго Монтегю, епископа
Оксеррского, Этьена Хардинга, цистерианского аббата, Жана II, епископа
Орлеанского и Тибо, графа Шампанского можно считать олицетворением
многостороннего духа и назначения нового Ордена.
Главная
резиденция Ордена была во Франции, в Париже, в замке Тампль. А в
качестве дополнительной резиденции король Иерусалимский выделил им
территорию бывшей мечети Куббат-ал-Захры - храма Соломона.
Не будем забывать, что орден был монашеский, а каноническое право
запрещало монахам проливать кровь. Это рассматривалось как убийство. И
вот, чтобы легализовать воинственную деятельность, входящую в основные
обязанности рыцарей, Гуго де Пейн призвал на помощь Бернара
Клервоского. Бернару предстояло «внести различие в пользу тамплиеров между понятиями войны феодальной и войны святой».
Поэтому он метко накинулся на мирское рыцарство – на крестоносцев,
осуждая их в привычке пышно наряжаться, причесываться, «как женщины,
что мешает видеть», инкрустировать свои доспехи серебром и золотом. «И
вырядившись таким образом, вы сражаетесь за самые пустые вещи, такие
как безрассудный гнев, жажда славы или вожделение к мирским благам…».
И далее в своей речи он говорит о тамплиерах. Говорит об их уставе,
который рыцари строго соблюдают, об их скромности и послушании, о
выполнение обетов, почитании Бога и воздержании. А слово святого
Бернара было достаточно весомым.
Немного об Уставе ордена Храма.
Устав в латинской редакции содержал 72 статьи. В частности, первые
статьи содержали исключительно религиозные обязанности рыцарей
(например, сколько раз читать молитвы в определенных случаях, как
отпевать усопших братьев, сидеть или стоять во время мессы и т.д.).
Также несколько статей были посвящены повседневным правилам, например
правилам поведения во время трапезы, религиозных праздников, правила
соблюдения поста, оговаривался также внешний облик братьев: в частности
свои одежды братьям было запрещено украшать мехом, за исключением
овчины, их туфли не должны были иметь острых носов и шнурков, нельзя
было стричь бороду и усы. А в кровать надо было ложиться в рубахе и
штанах.
Далее в статьях устава указывалось, какое снаряжение должны иметь рыцари: «...
каждый может иметь трех лошадей и одного конюшего. Стремена и удила без
позолоты и серебрения, а если кто-либо принесет в дар Ордену свои
старые золоченые доспехи, их следует покрасить…».
А вот, например, выдержка из французского устава: «О
платьях братьев. Повелеваем, чтобы все платья братьев были во всякую
погоду одного цвета, то есть белого или черного. И всем братьям-рыцарям
зимой и летом мы разрешаем по возможности носить белые плащи. И никому
другому, кроме вышеназванных рыцарей Христа, носить белый плащ не
позволено: пусть те, кто покинул эту мрачную жизнь, примерив белые
одежды, считают себя связанными со своим Создателем. Что означает
белизна и полное целомудрие? Целомудрие есть уверенность в телесной
храбрости и здоровье…. Но платья эти должны быть без каких-либо
излишеств и безо всякой гордыни. И также мы постановляем, чтобы ни один
брат не носил ни меха, ни шкуры на своем платье или на любой иной вещи,
принадлежащей лично ему, даже на своем одеяле, за исключением шкуры
ягненка или овцы».
Позднее, во времена папы Евгения, рыцари
нашили на свои одежды красный крест, используя белый цвет как эмблему
невинности, а красный – мученичества. «…И поскольку веру нельзя
сохранить без строгого послушания, сии умные и набожные мужи…изначально
не допускали, чтобы проступки братьев оставались сокрытыми и
безнаказанными. Тщательно…соизмеряя природу и обстоятельства
проступков, они…изгнали из своих рядов некоторых братьев, сорвав с их
одежд красный крест…». Таким образом была установлена и
дисциплина в Ордене, а также наказания, различающиеся по степени
виновности того или иного брата. Например, провинившихся братьев
заставляли «поститься на хлебе и воде, есть на земле без скатерти вплоть до достаточного искупления….»
Орден Храма наказывал также «потерей Дома» - это считалось самым
суровым наказанием. Такая кара налагалась например за т. н. симонию
(торговлю церковными званиями и должностями), за убийство христианина,
за кражу, даже мелкую, за заговор и предательство, ересь, содомию и
бегство с поля боя. «И ежели брат совершит поступок, за который он
отныне должен покинуть Дом, то, покуда его не отпустили … он должен
явиться голым, только в штанах, с ремнем на шее, на капитул к своим
братьям; … и после магистр должен выдать ему отпускную грамоту, чтобы
он отправился спасаться в другое, более строгое сообщество …».
В Ордене была установлена строгая иерархия, описанная в специальном «Своде». Магистр состоял во главе этой иерархии, но при этом в большинстве случаев был обязан подчиняться решениям капитула (совета). «По
всякому поступку, совершенному магистром по совету монастыря, он должен
спрашивать мнения у всех и у каждого из братьев, и он примет решение, с
которым будет согласна большая часть братьев и он сам. Все братья
Ордена должны быть в повиновении у магистра, и магистр также должен
повиноваться своему монастырю». Далее шли должностные лица: сенешаль ведал бытом братьев и снабжением Дома. Маршалсмотритель одежд(собственно название этой должности говорит само за себя). Провинциальные отделения Ордена управлялись командорами, которые подчинялись магистру и генеральному капитулу, за командорами шли шателены (управляющие замками), командоры Домов и командоры рыцарей.
У Ордена были свои печати (bulle). Это знак власти Ордена. Известно порядка двадцати их образцов. «На
одной из наиболее древних… изображен храм, увенчанный куполом. На
другой, датированной около 1200г, изображены два рыцаря, сидящие на
одном коне и скачущие справа налево с копьями наперевес. Известны также
печати с крестом и Агнцем, использовавшимися магистрами в Англии…».
Кстати эмблема с двумя рыцарями обозначает двойственную суть Ордена –
монашескую (два рыцаря на одном коне как обозначение аскетического
образа жизни монахов) и военную (то что «монахи» все-таки на коне и с
копьями).
Знамя тамплиеров представляло собой условную
геральдическую формулу – белое с широкой черной полосой. Называли его
gonfanon baussant – argent au chef de sable, что в переводе означает «пегое знамя, в серебре черная голова». Жак де Витри, бывший одним из друзей Дома и собиравший сведения у самих тамплиеров, говорил про их знамя так: «они
носят бело-черное знамя, … показывая, что они открыты и доброжелательны
по отношению к своим друзьям, черны и грозны для врагов…».
В Тулузе между 1128 и 1132 гг. состоялась одна из первых публичных церемоний сбора средств в пользу рыцарей Храма. «По
окончании мессы тамплиер, … поднявшись по ступеням кафедры, обращается
к собранию. … Он рассказывает собравшимся о происхождении Ордена, об
обетах братьев, об их суровой … жизни, бедности, нехватке оружия и даже
одежды, которая могла бы защитить от холода и солнца Палестины …». Приношения не заставляют себя ждать. Так, «Раймунд
Рате с семейством по собственной воле даруют Ордену все владения,
которыми они обладают между церковью Пречистой Девы Марии, проезжей
дорогой и другой дорогой, проходящей пред церковью святого Ремигия». Примеру
этого благородного мужа следуют и многие другие состоятельные граждане.
Рыцарям Храма жены знатных особ обещают шить ежегодно одежду – рубахи и
штаны, завещают Дому лошадей, доспехи. И даже простой люд жертвует
Ордену что может, например некий Пен Пердю жертвует один динар. От
среднего же класса Орден получал наибольшую помощь и материальную
поддержку.
Со временем Орден Храма стал значительно
разрастаться, численность тамплиеров увеличилась, опыт и влияние их
стали очень велики, а слава широко известна. «Число
же братьев увеличивалось так быстро, что скоро на их собраниях стало
собираться более трехсот…рыцарей … А еще они приобрели огромные
ценности по сию и по ту сторону моря. Им принадлежат … города и дворцы,
из доходов коих они ежегодно передают некоторую сумму на защиту Святой
Земли в руки верховного магистрата … в Иерусалиме». В
собственность ордена перешли замки Монзон, Монжуа, Каламера, Барбара,
Ремолина, Корбин в Испании и Провансе, Замок Сур с землями и обширный
лес Сера в Португалии. Пожертвования Храму тоже постоянно возрастали,
даже орден цистерианцев не стал принимать богатых даров, как бы жертвуя
их в пользу тамплиеров.
Со временем у Дома появился обычай давать в долг паломникам, это
воспринималось последними исключительно как своеобразная финансовая
помощь в их путешествии. Так в одном картулярии от 1135 года приводится
пример такого займа некоему Пере Десде и его жене Элизабете: «Следуя
нашей воле, мы отдаем Богу и рыцарству ордена Храма наше наследство в
Сарагосе, дома, земли, виноградники, сады и все, чем мы там обладаем. И
вслед за этим сеньоры ордена Храма Соломона из милосердия выдадут нам
50 мараведи, чтобы мы совершили паломничество ко Гробу Господню. И мы
составляем сей договор на случай, ежели один или другой из нас
возвратится из этого паломничества в Сарагосу, и мы пожелаем
воспользоваться этой собственностью, чтобы они приписали на свой счет
бенефиции, кои извлекли бы из нашей собственности, а их 50 мараведи мы
им выплатим. Потом мы будем проживать в своих владениях, и после нашей
смерти они останутся свободными от ордена Храма Соломонова навсегда». Но
клиентами ордена простые люди были только вначале. Впоследствии даже
Людовик VII пользовался казной тамплиеров во время крестового похода.
Затем клиентом ордена стал сам папа Александр III. Парижский Дом в XIII
веке стал центром банковских операций тамплиеров. Они умели
проворачивать многочисленные операции: регулярные денежные займы в
Домах ордена Храма, займы драгоценностей, ценных предметов и бумаг,
займы нерегулярные, текущие счета клиентов, займы и авансы, сдачи на
хранение, выплаты рент, переводы на расстояние. Банковская деятельность
особенно расцвела в последние годы существования Ордена. «Эта
банковская система была уникальной для того времени. Даже несметные
богатства, подаренные тамплиерам, рачительное хозяйствование и
запрещенное христианам ростовщичество не могли принести им такого
количества серебра».
Могущество и богатство тамплиеров
породило много завистников. Врагов у Ордена насчитывалось много.
Тамплиеров не раз упрекали в гордыне. Про них говорили, что «братство
рыцарей-монахов, истово преданных христианской вере, чьей честности
доверяли даже их враги-мусульмане, постепенно погрязло в пороках и
алчности, а в конце концов впало в ересь».
Думаю,
истинную причину гибели Ордена мы никогда не узнаем, хотя предположений
на эту тему существует множество. Одна из версий – обвинение в ереси. А
что в ту пору подразумевалось под ересью? Многие действия тамплиеров
для непосвященных были загадкой, которую разгадать никто был не в
силах. Прежде всего потому, что все таинства посвящения в тамплиеры и
их другие ритуалы проходили под строгим секретом и разглашать эти тайны
было запрещено. А что никто не мог себе объяснить, то и считалось
ересью. Посторонние могли только догадываться. Например ходили слухи о
поклонении храмовников говорящей голове Бафомета.
Бафомет – сатанинский символ, который обычно изображался в виде
получеловека-полукозла. А также считался символом колдовства, в чем в
частности обвинялись тамплиеры.
Во время обвинительного процесса, а именно во время допросов и пыток двенадцать из двухсот тридцати одного рыцарей признались
в том, что якобы почитали Бафомета или что-либо знали о нем, что
занимались колдовством, гомосексуализмом, плевали на крест в угоду
сатанинской силе для того, чтобы земли рыцарей были плодородны,
банковская деятельность процветала, а в боях бы им всегда сопутствовала
удача. Рыцари под пытками признавались во многих грехах, но их
показания сильно различались, никто не мог четко описать, как выглядела
голова Бафомета, какие именно извращенные действия и слова произносили
они во время всех своих тайных собраний. Кстати, распространению слухов
и сплетен против храмовников способствовали бывшие браться, отлученные
от Ордена по разным причинам. Например обвинения в гомосексуализме
могли появиться из ритуала посвящения в тамплиеры, когда
новоиспеченного рыцаря Храма целовали (целомудренно конечно) с
поздравительными словами все присутствовавшие на ритуале братья.
Надо признаться, что все-таки у тамплиеров была тайна. Может быть даже она стала единственной причиной кончины этого славного рыцарского Ордена. Тамплиеры владели чем-то. Чем именно, мы не знаем. Не знали и их современники, и Святая инквизиция, поэтому и считали, что это что-то было символом поклонения Дьяволу, хотя инквизиторы очень хотели этим
Недавно в Шотландии
археологами была обнаружена старинная часовня Росслин. Есть
предположение, что эта часовня является хранилищем несметных сокровищ
тамплиеров, в том числе и чаши Священного Грааля, Креста Господня и
бесценных древних манускриптов. Известно также, что тамплиеры постоянно «рылись
в подвалах храма Соломона, видимо, надеясь что-то там обнаружить…, а
Бернар Клервосский усиленно работал в монастырских библиотеках … Что
искали рыцари в Иерусалиме, так и осталось тайной. Следователи при
обысках, а палачи при допросах ничего не сумели выяснить».
Возможно все эти эпизоды неотрывно связаны между собой, возможно у
тамплиеров была совсем неизвестная нам цель, возможно история Ордена
хранит много тайн и загадок, разгадать которые может и не удастся
никогда, а мы будем довольствоваться лишь случайными находками и
предположениями, потому что в свое время Орден был безжалостно
уничтожен.
В 1305 г. впервые прозвучали обвинения Ордену тамплиеров в ереси и
кощунствах. Было решено разгромить Орден там, где он был всего сильнее
всего - во Франции. В пятницу, 13-го октября 1307 года король Филипп
Красивый начал тайный арест рыцарей. До сих пор этот день пользуется
дурной славой. Королевский прево приговорил нескольких братьев и, в
частности, великого магистра Жака де Моле, досмотрщиков Гуго де Пейро,
Жоффруа де Гонвиля и Жоффруа де Шарне к сожжению на костре. В день
казни Жак де Моле повел себя несколько неожиданно. До этого на допросах
он признал себя и братьев виновными по нескольким пунктам обвинения.
Тут же он выпрямился, посмотрел в глаза Гийому Парижскому и заговорил
слабым надтреснутым голосом: « Мы виновны
перед Господом, но не признаем себя виновными в названных судьями
преступлениях. Мы виновны в том, что дух наш был слабее плоти, и под
пыткой оклеветали мы Орден Храма Господнего в Иерусалиме». Затем он снял свой тамплиерский плащ и произнес: «Папа
Римский Климент V, через сорок дней, ты придешь ко мне. Король Франции
Филипп IV, не пройдет и года, как ты присоединишься к нам». Больше Жак де Моле не издал ни звука. Стражники, видевшие его лицо, рассказывали потом, что магистр тамплиеров умер без мук.
И еще пятьдесят четыре тамплиера были сожжены за «преступления», изложенные в этом списке:
1 .Они не верили в Бога так, как следует 2. После того, как они получали плащ и посвящение, они отказывались от Бога и топтали распятие 3. Они поклонялись идолу, который был их «суверенным божеством» 4. Они предатели (святой Людовик в тюрьме, утрата Акры) 5. Они предавали христиан, которые отправлялись в паломничество за море и продавали их султану 6. Они использовали королевскую казну для подарков врагам короля и королевства. 7. Они практиковали содомию
8. Они сжигали мертвых тамплиеров, а новопосвященные поедали их пепел,
«чтобы быть твердыми в своих верованиях и идолопоклонстве»; и заменяли
этим причастие 9. Они носили на теле шнуры, посвященные идолу 10. Ребенка, родившегося от тамплиера и девственницы, поджаривали на вертеле и приносили в жертву идолу 11 .Они не крестили детей, не брали их из купели, не присутствовали при родах и не помогали роженицам”.
отвечал за военную подготовку, во время войны также управлял дисциплиной рыцарей. Была даже такая должность, как
завладеть. Самым распространенным мнением было и остается то, что Орден
обладал Святым Граалем. Грааль – чаша, в которую якобы Иосиф
Аримафейский собрал кровь умирающего на кресте Христа, предполагаемое
сокровище катаров, сохраненное рыцарями. Именно Грааль, а на
сатанинский Бафомет, слыл по мнению братьев Ордена источником всякого
богатства и плодородия на земле. Магистры Ордена
Кем же были достославные мужи, которые вошли в историю как великие
магистры самого знаменитого рыцарского ордена – ордена тамплиеров?
Здесь мы приводим весьма краткие, но правдоподобные сведения об этих
исторических личностях.
Итак, Гуго де Пейн (1128-1136 гг.) «…предстает
перед нами как легендарный рыцарь, заботившийся о беззащитных
паломниках…он обладал практическим чутьем для понимания, что защита
Пиренеев и Святых мест необходима …».
Его преемник – Робер де Краон (Бургундец) (1136-1149 гг.) – «…считался прехрабрым мужем, родовитым рыцарем, добрым и мудрым и на хорошем счету». Робер получил от пап Иннокентия II и Целестина II буллы «Omne datum optimum», «Militia Dei», «Quantem Utilitatem»и «Milites Templi»,
включавшие почти все привилегии, предоставляемые ордену Храма. Роббер
показал себя тонким и дальновидным дипломатом: он отказался от
наследства Альфонса I Арагонского, которое принесло бы ордену одни
несчастья, но зато приобрел неплохой капитал в других местах. «Дары,
преподнесенные ордену Храма» в этот период «разнообразны: целые домены;
…права над церквями, рынками, ярмарками; земельные доходы;
дома,…..десятины, пожизненные ренты…..».
Эврар де Бар
(1149-1152 гг.) – третий магистр ордена Храма. Предполагается, что он
был избран во время своего отсутствия (согласно булле от 30 марта
1150г, где Эврар назван магистром, а про Роббера было сказано «доброй
памяти»). Эврар де Бар в это время находился в крестовом походе на
Дамаск. Но в 1152 году он решил сменить одеяние ордена на цистерианскую
мантию.
Бернар де Тремеле
(1152-1153 гг.), заново возвел стены города Газа, переданным ему в
Святой Земле Балдуином III и построил новые башни и укрепления, сделав
город неприступной крепостью, пал в бою в Аскалоне.
Пятый магистр ордена тамплиеров – Андре де Монбар
(1153-1156 гг.), дядя св. Бернара. Магистерство его также длилось
недолго, при этом служба его ордену длилась тридцать лет, где он был
почитаем и любим.
Бертран де Бланфор
(1156-1169 гг.) сменил Андре на посту магистра. Ему суждено было стать
одним из крупнейших деятелей ордена. Бертран был человеком светлого
ума, здравомыслящим, предельно честным, а самое главное хорошо сведущим
в военном деле.
Вслед за Бертраном де Бланфором магистерство принял Филипп де Мийи
(1169-1171 гг.) Избрание Филиппа на пост Великого магистра можно
объяснить его близостью к королю Иерусалима. Возможно, данное
назначение имело целью возобновить добрые отношения между тамплиерами и
королем, несколько испорченные решениями Бертрана де Бланфора. Позже
Филипп де Милли удаляется в аббатство Клерво.
Почти совершенно неизвестен его преемник Одо де Сент-Аман (1171-1180 гг.) Однако до нас дошло высказывание архиепископа Гийома Тирского: «Это был человек, из ноздрей которого вырывалась ярость, не боящийся Бога, не уважающий людей», хотя возможно архиепископ был субъективен по причине каких-либо личных отношений к этому человеку.
Арно де Ла Тур Руж
(1180-1184 гг.) был девятым великим магистром ордена и как полагали
избиравшие его рыцари, был полной противоположностью Сент-Аману, хотя и
был уже довольно стар.
Выборы, состоявшиеся по смерти Арно,
знаменуют один из поворотов в истории ордена. В 1184 г. великим
магистром тринадцатью голосами был избран Жерер де Ридфор (1184-1190 гг.) Он всегда оставался авантюристом, при этом не имел ни военного опыта, ни военных способностей, ни «верности
долгу…..своей гордыней и безрассудством Жерар де Ридфор нанес чести
ордена почти смертельный удар. Отныне белые плащи не будут олицетворять
чистоту и незапятнанность, и на братьев-рыцарей обрушатся неиссякаемые
упреки и подозрения…».
Роберт де Сабле
(1191-1193 гг.) вступил в должность магистра только через восемнадцать
месяцев после смерти Ридфора. Роберт де Сабле был дворянином и другом
Ричарда I Львиное Сердце. Сабле был готов к тому, чтобы осознать и
искупить заблуждения рыцарства, он снова собирался показать дисциплину
и безупречную сдержанность тамплиеров, «под его предводительством…военные действия рыцарей Храма были безукоризненны».
В качестве преемника магистра рыцари выбрали Жильбера Эраля (1193-1201 гг.). Когда пошатнулся престиж ордена, Жильбер Эраль поддержал честь Дома с Испании, и был за это вознагражден: «в марте 1194 г….ордену был передан от арагонского короля приграничный замок» для защиты от сарацин.
Следующим великим магистром ордена стал Филипп де Плессье
(1201-1209 гг.). В 1201 г. он подписывает соглашение с магистром ордена
Госпиталя, по поводу прав тамплиеров в Валании, что положило конец
вражде между тамплиерами и госпитальерами, которая разгорелась в 1198
г.
Филиппа сменил Гийом де Шартр
(1209-1219 гг.). Событием, увенчавшим магистерство Гийома Шартрского,
стало сооружение Замка Паломника в 1217г. в Атлите. В этом же году
тамплиеры берут Альказар, за что испанские короли осыпают орден
подарками, увеличивающими богатство и мощь ордена.
На место следующего магистра был избран Пьер де Монтегю
(1219-1232 гг.). До этого он был магистром в Испании и Провансе.
Проявил много отваги во время осады Дамьетты, но, считая что соглашение
с Египтом противоречит союзу с султаном Дамаска и тем самым отказавшись
от выгодных предложений египетского султана, во многом омрачил свою
славу, приобретенную этой экспедицией.
Период с 1240 и до 1244 – годы подлинного величия тамплиеров. Политика созидания, вдохновляемая магистром Арманом Перигорским
(1232-1244гг.) заставляла храмовников чувствовать себя истинными
спасителями Святой Земли и держала их в постоянной готовности отдать
свою жизнь и золото ради сохранения своего великого наследия. При
правлении Армана был восстановлен полностью разрушенный ранее замок
тамплиеров Сафет в Палестине. По одним данным в 1244г. он погиб с тремя
сотнями своих рыцарей и двумя сотнями госпитальеров в битве при Газе,
когда только шестьдесят два рыцаря вернулись с поля битвы, по другим
попал пленником в Каир.
Ришар де Бюре или Рошар де Бюр
(1244-1247гг.) числится официально в списках магистров, однако
некоторые историки считают, что на самом деле он не являлся таковым, а
был только Великим командором.
Гийом де Соннак
(1247-1250гг.) к моменту своего избрания был уже стариком. Его имя
появляется только в 1247 г., хотя он мог быть избран магистром ордена
Храма и ранее. В правление Гийома состоялся седьмой Крестовый поход.
Погиб в битве при Мансуре: «И в этой битве
брат Гийом, магистр ордена Храма, лишился одного глаза, а второй
потерял на заговенье, и от этого умер, да спасет его Господь!».
Рено де Вишье
(1250-1256гг.) Шампанец. Прецептор Акры в 1240г. Рено де Вишье умер 20
января 1256г., хотя есть сведения, что новый магистр – Тома Берар
(оф.1256-1273гг.) – появился у ордена в 1252г., так как именно в этом
году Тома подписывает документы уже как магистр. В документах
обвинительного процесса против ордена были высказаны подозрения по
поводу неподкупности этого магистра, а также говорилось, что «орден Храма испортился именно в его магистерство».
Но как раз во время его правления орденом вовсю поддерживался авторитет
Устава, возрождалось послушание и корпоративный дух. Просто дела
тамплиеров стали принимать плохой оборот. Тома Берар умер 25 марта 1273
г.
Гийом де Боже
(1273-1291гг.) – последний Великий магистр, находившийся на Востоке.
Знатный дворянин и родственник французского короля. Был весьма уважаем,
так как раздавал щедро милостыню и заставил вновь почитать орден. Более
известен по сравнению со своими предшественниками благодаря своему
секретарю и составленной им хроники под названием «Хроника тамплиера из Тира».
Тибо Годен
(1291-1293 гг.) занял место Гийома де Боже во время предсмертной агонии
последнего. Решение избрать Тибо магистром было поспешным, однако
единогласным. Умер Тибо Годен в 1293г.
Жак Бернар де Моле
(1294-1314гг.) завершил своим магистерством славную историю тамплиеров.
Родился ок. 1244г. в Раоне и получил имя по владению в окрестностях
Безансона. Жака де Моле при избрании магистром предпочли Гуго де Перо,
хотя вероятно, что ни тот, ни другой не были бы избраны, если бы при
осаде Акры орден не лишился бы своих лучших рыцарей. Сожжен на костре
18 марта 1314г. в Париже.
Составитель Crow Апрель 2007г. |