Никому
не известной девушке-пастушке явился во сне дух и заявил, что она
должна спасти родину. Собрав отряд, Жанна Д’Арк повела его на врага. В
мае 1429 года она освободила город Орлеан, за что ее окрестили
Орлеанской Девой
1429 год.... Во Франции шел
82 год Столетней войны с Англией. Казалось, ничто уже не может
остановить английских захватчиков. Но вот среди народа прошел слух,
будто волшебник Мерлин предсказал: "Явится девственница с топором в
руке и спасет всех". Пророчество сбылось в точности. Этой девой была
17-летняя Жанна Д”Арк… Жанна родилась в 1412 году в деревушке
Домреми. (Это приблизительная дата. Точная дата ее рождения так и не
установлена). Как девушка из крестьянской семьи сумела собрать под свое
знамя лучших рыцарей и откуда у нее взялись воинские таланты?
Существует множество мнений и версий об этом, и мы, изложив здесь
некоторые из них, попробуем, если и не найти ответ, то хотя бы лучше
узнать, чем жила и кем была на самом деле одна из самых загадочных и
героических личностей средневековья.
По версии французского
ученого Робера Амбелена Жанна была незаконнорожденной дочерью королевы
Франции Изабеллы Баварской и Луи Орлеанского. Сама же Жанна на суде
инквизиции скажет, что отца ее зовут Жаком Д'Арк, мать же – Изабеллой. В
качестве доказательства царского происхождения девушки Роббер Амбелен в
своей книге "Драмы и секреты истории" приводит следующие рассуждения и
факты.
Жанна была осыпана почестями
еще до того, как совершила свои подвиги. Во-первых, она имела свой
боевой стяг, что по тем временам было немалой привилегией. Во-вторых, у
нее были золотые шпоры, что дозволялось только рыцарям, в-третьих, у
нее была своя свита и свой штаб из знатных дворян, которые ни при каких
условиях не пошли бы в подчинение простолюдинке - другое дело служить
хоть и незаконнорожденной, но принцессе королевских кровей.
Р.
Амбелен пишет о том, что Жанна получила от короля Франции меч Бертрана
дю Геклена, который она затребовала, явившись ко двору. Геклен был
известнейшим рыцарем, прославившимся многочисленными подвигами. И его
меч, хранившийся в королевском дворце, считался подлинной реликвией.
Якобы она узнала об этом мече из своих видений. Вряд ли бы король
позволил простолюдинке даже дотронуться до него. Также она упомянула
про второе оружие - топор. Его впоследствии изготовили для нее лучшие
мастера того времени. Примечательно, что на лезвии этого топора была
выгравирована буква «J» и маленькая корона. В аббатстве Сен-Дени
имеется плита с изображением Д’Арк в доспехах и с топором, на котором
можно разглядеть эту самую букву "J" с короной. Но есть и более
«реальная» версия всего происходившего с девушкой. Американский
парапсихолог Дж. Уокер утверждает, что все загадки судьбы Д’Арк
объясняются паранормальными способностями Жанны, которыми она обладала
с детства. Рассказывали, что как-то девочка гуляла в лесу Шеню, который
раскинулся близ ее деревни. Там, по преданию, росло дерево Фей. И после
очередной прогулки девочка рассказала родителям, что возле старого
дерева перед ней открылась дверь в волшебную страну. После этого Жанна
стала видеть будущее и слышать пророчества. Позже на допросах она
скажет, что не помнит, точно ли она видела фей у волшебного дерева, а
если и видела, то не уверена, что именно в том месте. Возможно они
явились ей гораздо позже или вообще не являлись... И
вот однажды те самые голоса объявили девушке, что Богом на нее
возложена высокая миссия освободить ее родину от англичан и помочь
претенденту на престол Карлу стать королем Франции. Положение Карла и
его сторонников в ту пору представлялось совершенно безвыходным.
Англичане с их союзниками бургундцами захватили почти всю Францию, за
исключением Орлеана, а также его окрестностей. В их руках был Париж, их
поддерживало большинство церковных сановников. Казалось, дело Карла
могло спасти только чудо. Видимо этим самым ожиданием чуда можно
объяснить то, что когда в его лагере появилась решительная, горящая
верой в победу молодая девушка, утверждавшая, что голоса святых,
которые якобы она слышала, призвали ее возглавить французские войска и
изгнать англичан из страны, Карл и его советники после долгих колебаний
решили все-таки доверить в ее хрупкие руки свою судьбу и судьбу Франции? В
то время она запросто могла быть объявлена ведьмой, лишь только
явившись в королевский дворец и рассказав о своих видениях. Но как мы
видим, противоречия в отношении людей с необычными способностями (либо
ведьма, либо пророк), сыграли в данном случае положительную роль. Хотя
все же не так все было просто. Прежде чем доверить девушке 10-и
тысячную армию, ее в течение месяца в г. Пуатье допрашивали с
пристрастием богословы, юристы, советники Карла на предмет того, не
ведьма ли она.
В расчет был принят также и факт непорочности,
девственности Жанны, что по тем временам было несколько необычным. Ведь
крестьянские девушки рано выходили замуж или просто дарили своему
молодому любовнику дитя. А Жанна берегла себя во имя высокой миссии и
возможно даже отождествляла себя с Девой Марией.
Амбелен, кстати
тоже не отрицает ясновидческого дара Жанны, говоря, что его она
унаследовала от своего отца Луи Орлеанского, который, как известно,
обладал способностью прозревать будущее. Говорят, что он в точности
"увидел" картину своей смерти задолго до убийства и в деталях описал ее
друзьям. Сохранились некоторые воспоминания современников Жанны о ее
необычных способностях. Так, какой-то всадник, увидев Жанну в доспехах,
грязно выругался. Девушка в ответ предсказала ему скорую кончину.
Вскоре так и случилось. В ходе одного сражения Жанна своему соратнику
по оружию сказала, чтобы тот отошел в сторону, потому что сейчас на это
место упадет пушечное ядро. Парень ее послушался, но на его место тут
же встал другой и был убит. Многое в поведении девушки также можно
объяснить ее способностью к гипнозу. Ее голос, как вспоминали
современники, буквально завораживал воинов перед битвой настолько, что
они бросались даже в заведомо неравную схватку, не ведая страха, а
некоторые при этом не испытывали даже боли от ран, продолжая сражаться,
уже будучи смертельно раненными. Воины приписывали это божественному
покровительству. В принципе именно гипнозом можно назвать то, как ее
слушались знатные военачальники и целая армия. Причем Жанна могла не
применять этот дар специально, она просто вкладывала в свои пламенные
речи всю свою страсть и боль.
Окружение Карла, да и сам он
воспринимали свои победы как результат того, что Бог, доверяющий Жанне
Д'Арк, поддерживает французов против англичан. Двор заискивал перед
своей спасительницей. В народе Жанну окрестили Орлеанской девой, и
слава ее росла не по дням, а по часам. Англичане же напротив,
приписывали победы французского оружия колдовским чарам одержимой деревенской выскочки, утверждали, что она связана с Сатаной и действует при его поддержке.
Способности
Д’Арк были действительно колоссальны. Сверяя ее предсказания с
реальными событиями, можно сделать вывод, что она ни разу не ошиблась.
Битва при Потэ, которую провела юная главнокомандующая, вошла в историю
как одна из самых блестящих побед французского оружия, со стороны
англичан в ней участвовало около пяти тысяч бойцов, со стороны
французов - едва полторы тысячи. Но, несмотря на численное
превосходство, англичане потерпели сокрушительное поражение - они
насчитали убитыми две с половиной тысячи человек, остальные спаслись
бегством или попали в плен. Во французском же войске потери составили
всего десять человек. Жанна словно заранее знала ход сражения, безошибочно посылая отряды в самые опасные точки. И
все-таки обладала ли Жанна спонтанным даром или вполне сознательно
пользовалась им? Свидетельств этого не сохранилось. Можно лишь
предположить, что все-таки были учителя, развивавшие и направлявшие ее
способности в нужное русло. Одним из них вполне мог быть маршал Франции
Жиль де Ре, бывший сподвижником Д’Арк во многих ее походах. Он был
известным алхимиком, знатоком древних эзотерических знаний и мог
превратить чудесный дар Жанны в реальное и грозное оружие. Не за это ли
вскоре после смерти Жанны Жиль де Ре был схвачен инквизицией? Его тоже
обвинили в колдовстве и отправили на костер… О скором своем пленении
Жанна тоже узнала благодаря голосам. Во время службы в церкви Сен-Жак
перед очередной боевой вылазкой, девушка, стоя на коленях, была вдруг
охвачена волной сильной тоски и тревоги. Покачнувшись, как бы сбрасывая
с себя наваждение, Жанна сказала, что она знает, кто ее предаст, но
ничего не может с этим поделать, так как ее смертный час уже наступает. Командиры
просили Жанну отложить вылазку, но девушка наотрез отказалась, так как
понимала, что судьбу нельзя изменить, и что все должно произойти так,
как предначертано. Во время боя близ г. Компьена Жанну сумел захватить
бургундский лучник. Как раз в это время по приказу капитана Гильома
Флави разводной мост крепости, из которой вышел отряд французов, был
поднят, и рыцари не смогли помочь своей предводительнице…. Разумеется, при желании, согласно существовавшим тогда обычаям, Карл VII мог выкупить Жанну у неприятеля… Но, как известно, благодарные короли
бывают только в сказках. Карл VII ничего не сделал, чтобы вызволить
свою спасительницу из плена. Не проявил никакого интереса к судьбе
Д'Арк и другой французский вельможа - архиепископ Реймский Ренье де
Шартр. А ведь бургундцы предлагали им выкупить пленницу! Зато англичане
не раздумывая выложили бургундцам за Жанну10 тыс. ливров. Почему же
Карл и его соратники предали Орлеанскую деву? Все очень просто.
Суверены не могли принять в среду «своих» пророка, человека, подобно
Жанне, обладавшего такими необыкновенными способностями. Кто знает, на
что она была еще способна?! К тому же, боготворимая народом, она
представляла угрозу и их классовым интересам. Теперь само провидение
устраняло эту помеху с их пути. Они рассуждали так - если Жанна
«запросто» общалась со святыми, то почему бы им не помочь ей? Когда
Жанну судила инквизиторская церковь, ее обвинили в колдовстве,
идолопоклонстве, связях с демоном и других преступлениях против веры.
Несколько месяцев длились пытки молодой девушки… Инквизиция
опасалась возмущения парижан. Решили не рисковать и устроить расправу
над «ведьмой» в более надежном месте - столице Бретани Руане.
Руководить же процессом было поручено члену английского королевского
совета епископу по фамилии Кошон, фамилией, созвучной с французским
словом «свинья». Кошон ревностно приступил к исполнению
обязанностей. Он назначил инквизиционный трибунал численностью ок. 125
человек, среди которых были 12 известных богословов (по числу
апостолов), 16 докторов , 6 бакалавров богословия и ряд других
церковников. Сопредседателем судилища над Жанной являлся руанский
инквизитор доминиканец Жан ле Метр. Один человек – член инквизиционного
трибунала – аббат Николай Гуперланд высказал сомнение по поводу
полномочия суда: может ли суд, состоящий из одних противников Карла VII
судить его сторонницу? …. Гуперланда исключили из состава трибунала и
засадили в Руанский замок. Мало того, его грозились утопить, если он
станет настаивать на своих сомнениях. Ну а остальные судьи ретиво
выполняли свою функцию безо всяких угрызений совести. "Священный"
трибунал заседал в Буврейском замке, в одном из подвалов которого под
английской стражей содержалась Жанна. Этот же замок служил резиденцией
малолетнему королю Генриху VI. Трибунал провел шесть пленарных
заседаний, и девять раз Кошон допрашивал Жанну.
Интересны некоторые выдержки из протоколов судебных заседаний.
Первое увещевание Жанны ...Стремясь исполнить в этом процессе с милостивой помощью Иисуса Христа, дело которого защищается, долг нашего служения защите и возвеличению католической веры, мы1 стали прежде всего милостиво убеждать часто упоминаемую Жанну, тогда сидевшую перед нами, а также требовать от нее, чтобы для ускорения настоящего дела и для очищения собственной совести она говорила только правду относительно того, о чем ее будут допрашивать по вопросу веры, не прибегая к уловкам и хитростям, которые мешают изложению истины…
Требование дать клятву Затем, согласно нашей обязанности, мы потребовали судебным порядком от этой Жанны, чтобы она дала в должной форме, прикоснувшись к св. Евангелию, клятву, что будет говорить, как 429 выше упомянуто, правду относительно того, о чем ее будут спрашивать. Эта же Жанна ответила на это следующим образом: «Я не знаю, о чем вы хотите меня спрашивать. Возможно, вы будете у меня спрашивать то, о чем я вам не скажу». Когда же мы ей стали говорить: «Вы поклянетесь говорить правду относительно того, что будут у вас спрашивать касательно веры и что вам будет известно», она снова ответила, что относительно отца и матери и того, что делала, после того как направилась во Франции, она охотно поклянется; но что об откровениях божьих она никогда никому не говорила и не открывала их, кроме как одному Карлу, которого она называет своим королем; и она не открыла бы этого, даже если бы ей грозили отрубить голову, так как откровения она получила через видения, т.е. свой тайный совет, с тем чтобы она никому их не открывала; и по истечении ближайшей недели она твердо будет знать, должна ли она это открывать…
Первый допрос после клятвы Затем после такой клятвы мы у этой же Жанны спросили о ее имени и прозвище. На это она ответила, что на родине ее зовут Жаннета, а после того как пришла во Францию, прозвана Жанной. Относительно своего прозвища она сказала, что она его не знает. Далее на вопрос о месте рождения ответила, что родилась в деревне Домреми, которая сливается с деревней Грю, и что в деревне Грю находится главная церковь… Далее на вопрос, сколько ей лет, ответила, что, как ей кажется, около 19 лет. Она сказала, кроме того, что у матери выучила Pater noster, Ave Maria, Credo и что приобщилась к вере только благодаря указанной своей матери. Далее на наше требование сказать Pater noster ответила, что мы можем ее выслушать на исповеди и она скажет нам охотно эту молитву. И когда снова многократно мы стали у нее требовать этого, она сказала, что не скажет Pater noster и пр., если мы ее не выслушаем на исповеди. Тогда мы сказали, что охотно ей выделим одного или двух нотаблей, родным языком которых является французский язык и в присутствии которых она произнесет Pater noster и пр. На это Жанна ответила, что не скажет им молитву, если они не будут ее выслушивать на исповеди.
24 февраля. Третье заседание На вопрос, ходила ли она в юношеском возрасте гулять в поля с другими девушками, она ответила, что, конечно, ходила иногда, но не помнит, в каком возрасте. На вопрос, находились ли жители Домреми на стороне бургундцев или на враждебной им стороне, она ответила, что знала 432 только одного бургундца, причем она хотела бы, чтобы ему отрубили голову, однако только по воле божьей. На вопрос, были ли в деревне Марсей7 бургундцы или их противники, она ответила, что были бургундцы. На вопрос, голос ли ей сказал, когда она была уже в юношеском возрасте, чтобы она ненавидела бургундцев, она ответила, что, после того как поняла, что упомянутые голоса находятся на стороне короля Франции, сама перестала любить бургундцев. Затем она сказала, что бургундцы получат войну, если не будут исполнять того, что должны исполнять; и это она знает от указанного голоса. На вопрос, имела ли она в юношеском возрасте откровение от голоса в том, что англичане должны прийти во Францию, она ответила, что англичане уже были во Франции, когда голоса стали приходить к ней… На вопрос, хочет ли она иметь женскую одежду, она ответила: «Дайте мне ее, я ее возьму и уйду, иначе я ее не возьму. Я довольна теперешней одеждой, после того как богу стало угодно, чтобы я ее носила»…
1 марта. Пятое заседание На вопрос, какой знак она дала своему королю в подтверждение того, что она пришла от бога, она ответила: «Я всегда вам отвечала, что вы не вырвете у меня этого признания. Идите узнавать у него самого». На вопрос, знает ли она сама тот знак, который дала своему королю, она ответила: «Вы не узнаете этого от меня». А затем, так как ей сказали, что это затрагивает процесс, она ответила: «То, что я обещала держать в полном секрете, я вам не открою». И далее сказала: «Я это обещала при таких обстоятельствах, что не могла бы вам сказать этого без клятвопреступления»…
Во
время судилища ее всячески унижали, подвергали сомнению ее
девственность, для чего были проведены соответствующие публичные
проверочные процедуры. Ее обвиняли в связи с Дьяволом, потому что она
носила мужское платье и что пыталась бежать из заточения, ее называли
одержимой бесами, потому что она слышала голоса. На нее кричали, ей
угрожали земными и небесными карами, пугали орудиями пыток, требовали
признаний. Инквизиторы правда были несколько обескуражены четкими и
недвусмысленными ответами Жанны, что указывало на то, что она говорила
о том, в чем была полностью уверенна. Жанна
Д'Арк настаивала, что она находилась в непосредственной связи с
"торжествующей", т. е. "небесной", церковью, что она выполняла только
указания Всевышнего. "А как же со сражающейся, т. е. земной, церковью?" - задали ей коварный вопрос инквизиторы. Считает ли она себя ее послушной дщерью? Ее ответ гласил: я готова подчиниться сражающейся церкви, но только в том случае, если церковь действует согласно велениям Бога! Вскоре инквизиторы сформулировали свое обвинение против Жанны.
Суд
признал, что видения ангелов и святых исходили от злых духов. Суд
обвинил Жанну Д'Арк за ношение мужской одежды и коротких волос,
оскорблении таинств, нарушении божеского закона, священного писания и
канонических постановлений. Кошон заявил Жанне: "Ты
запятнана преступлением против веры, ты виновна в простом хвастовстве,
подозреваешься в идолопоклонстве; ты сама осуждаешь себя, не соглашаясь
носить одежды твоего пола и следуя обычаям язычников". Судьи также заявили: "Ты
убийца и бесчеловечная, ты ищешь пролития крови, ты мятежница и ведешь
к тирании, ты хулишь Бога, его повеления и откровения". За попытку бежать из плена суд обвинил Жанну в малодушии, отчаянии и стремлении к самоубийству. 23
мая 1431 г. Д'Арк вызвали в трибунал, и Кошон зачитал ей эти обвинения,
уговаривая ее признать себя виновной, раскаяться, отречься от своих
преступных заблуждений, иначе она загубит свою душу и погибнет на
костре. Жанна не поддалась ни уговорам, ни угрозам. Она категорически
отказалась признать себя виновной в каком-либо прегрешении. Судьи
назвали ее закоренелой еретичкой и признали виновной. Трибунал
постановил отлучить ее от церкви и сжечь.
На следующий день, 24
мая, в присутствии кардинала Бофора и других высокопоставленных
церковных властей, Кошон вновь прочел Жанне постановление трибунала,
призвал ее к раскаянию и отречению. И тут произошло нечто неожиданное.
Жанна, устав от угроз и бесконечных унижений, заявила, что готова
признать свою вину, если ее переведут в церковную тюрьму и избавят ее
от присутствия английских солдат, день и ночь находившихся в ее камере.
Кошон, обещав выполнить ее просьбу, зачитал ей формулу отречения, под
которой чуть ли не силой принудил Д'Арк вывести знак креста - подпись.
В этом отречении был пункт, в котором она «признавала», что совершила
тяжкий грех, "нарушив божественный закон,
святость писания, канонические права, надевая одежду развратную,
неестественную, бесчестную, противоречащую природному приличию и
подстригая волосы кругом подобно мужчине, вопреки всякому приличию
женского пола". Вслед за этим был зачитан новый приговор.
Согласно этому приговору Жанна присуждалась к пожизненному тюремному
заключению на хлебе и воде. На этом аутодафе закончилось. Однако вместо
того, чтобы отвести осужденную в церковную тюрьму, как это ей было
обещано, пленницу возвратили англичанам, которые заковали ее в цепи и
вернули в темницу Буврейского замка. Англичане при этом были совершенно
не согласны с таким поворотом дела, то есть с изменением приговора.
Живая Жанна Д’Арк, даже заключенная в темной и сырой тюремной камере,
являлась угрозой английскому претенденту на французский трон. Они
требовали казнить Жанну, на что инквизиторы, как мы увидим далее, пошли
практически не сопротивляясь.
Инквизиторы посещали Жанну в ее
камере и постоянно ей угрожали расправой за неповиновение. Ее заставили
надеть женское платье, оставив при этом «случайно» ее старое мужское.
Жанна заявила: я согласна не носить больше
мужского платья, но так как я не вижу более ни в чем своей вины, я во
всем остальном останусь прежней. Эти слова оказались для нее роковыми. У инквизиторов есть соответствующий термин responsio mortifira. Кошон сказал: "Мы сделаем из этого необходимые выводы". На
следующий день трибуналу было уже известно о том, что Жанна опять
оказалась во власти Сатаны, что она вновь была обольщена Князем тьмы и
что она снова отвращена от пути истинного…. После пяти месяцев мучительных унижений и пыток Жанну Д’Арк сожгли на костре. Казнь
состоялась 30 мая 1431 года на площади Старого рынка в г. Руане, куда
ее привезли на позорной колеснице из тюрьмы в сопровождении английской
стражи. Со всеми
предосторожностями его отнесли на берег Сены и бросили в холодную воду.
На голову Жанны надели бумажную митру с надписью "Еретичка, рецидивистка, вероотступница, идолопоклонница" По преданию, когда костер потух, в куче угля и
пепла обнаружилось совершенно нетронутое сердце девушки. А после смерти Д’Арк стали происходить необъяснимые события. В
течение нескольких месяцев после кровавой казни в Руане один за другим
скончались чуть ли не все свидетели обвинения и судьи. Епископ Филибер
де Сатиньи, а также Пьер Луазалер и Николя де Ру умерли от сердечных
приступов, Жак дЭстиве утонул в болоте. Следователь же Ледонтейн и
главный инквизитор Жак ле Метр просто пропали без вести!
Очень
много споров ведется до сих пор по поводу останков Жанны. Много лет ими
считались некие кости, которые когда-то были найдены в 1867 году в
банках на чердаке у одного парижского аптекаря. На этих банках были
надписи: "Останки, найденные на месте казни Жанны Д’Арк, девы из
Орлеана". Однако потом ученые доказали, что это подделка, хотя тем
костям, как оказалось, было вообще около 2000 лет. Останки эти состояли
из куска материи, кусочков почерневшей древесины, обгоревшего
человеческого ребра и кошачьих костей. (Во время сожжения ведьмы на
костре в огонь традиционно бросали черную кошку). Предположительно
аптекарь, который, как говорят, сам создал "реликвию" из останков
древнеегипетской мумии, имел весьма оправдывающие его поступок помыслы.
Он всего лишь хотел ускорить канонизацию Орлеанской девы…
Через
много лет после смерти церковь полностью реабилитировала Жанну Д’Арк и
причислила ее в 1920 году к лику Святых. Возможно это своего рода
извинение за одну из самых позорных страниц ужасной и жестокой
деятельности инквизиции, за отвратительный и жестокий судебный процесс
над национальной французской героиней.
Жанна изначально была
готова к ранней гибели и сознательно делала все, что велели ей не
только голоса, но также любовь к Родине, преданность французской
короне, яростный патриотизм. Она безоглядно пожертвовала своей жизнью
ради тех, кто подло предал ее, испугавшись за устойчивость своей
власти, и кто был не в состоянии оценить помощь, которую оказала
девушка французскому престолу. Воплотив в себе лучшие черты
французской нации, Жанна Д’Арк перешагнула грань своего времени, хотя
никогда не думала о том, что спустя столетия о ней будут помнить и что
она встанет в один ряд с героями, которыми человечество будет гордиться
вечно!
Составитель CROW Март 2009г.
|