Что же собой представляет медитация? Известно, что еще с древних времен жрецы и ученные в глубокой тайне хранили эзотерические возможности человеческого организма и человеческой психики. Жрецы знали, что ключом к таинственным резервным возможностям и сверхвозможностей является особые измененные состояния сознания (ИСС), которые в современной трактовке называются «гипноз», «медитация», «СК» и др. Древние индийские философы несколько тысячелетий назад разделили все состояния сознания на четыре класса: обыденное (бодрствующее) состояние сознания; сон без снов; сон со сновидениями; и, наконец, «четвертое состояние», в современном описании – измененные состояния сознания. И в течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы введения в некоторые состояния сознания, далеко отстоящие от обыденного (бодрствующее) сознания, в частности и в состояние медитации. Но если для древних индусов критерием «четвертое состояние» была возможность общения с божественным мировым началом, то в современной трактовке можно выделить следующие основные признаки измененных состояний сознания (Horowitz Mardi J., 1969; Овчинникова О.В., Насиновская Е.Е., Иткин Н.Г., 1989; Спивак Д., 1989, 1990; Васютин А., 1990; Гроф С., 1992; Миллер С., 1997; Кардаш С., 1998): Перераспределение ролей между сознанием и подсознанием. В обычном, бодрствующем состоянии сознание командует подсознанием, подавляет его. В измененном же состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, уходя на второй план. В то же время подсознание резко активируется. При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих решить неотложные внешние проблемы. В частности, помогающих найти выход в экстремальной ситуации. Разрешение внутренних, психологических проблем. В отношении проблем, связанных с прошлым, или тягостных воспоминаний, это достигается за счет замены связанных с прошлым воспоминанием эмоционального «ярлыка». В отношении же проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, их разрешение достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования.
Кроме того, в литературе, авторами, измененные состояния сознания, по критерию их возникновения, разделяются на бесконтрольные или спонтанные и контролируемые или медитативные (Гроф С., 1992; Миллер С., 1997). Примерами измененных состояний сознания, достигаемых человеком самостоятельно и целенаправленно, являются состояния, возникающие при медитации, различных формах релаксации, включая аутотренинг, ребефинге и холотропном дыхании. Итак, как было уже выше сказано, состояние медитации является одним из видов измененных состояний сознания, и оно известно с древних времен. Уже даже жрецы прибегали к нему в своих культах, просто использовалось множество разных методов достижения этого состояния сознания, характерных каждому культу в отдельности. И если провести небольшой экскурс в историю развития медитации, то можно увидеть, что первые упоминания в литературе о медитации возникли еще до нашей эры, а именно, развитие различных форм медитации началось еще в 6 веке до н.э. Например, в Китае таоисткой, в Индии буддисткой, также известно, что даже греки занимались медитацией (Лиханов А.А., 1916; Миллер С., 1997; Кардаш С., 1998). Первыми же христианами, начавшими пользоваться медитацией, были отшельники, жившие в египетских пустынях в 4 веке н.э. Их медитативная практика в общих чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую медитацию. В 11 и 12 веках н.э. дзеновская форма медитации, называемая в литературе как «дзадзен» распространилась в Японии. Наконец, в 60-х годах нашего столетия волна медитативной практики охватила США в форме, представляющей западный вариант индуистской традиции. Она была «завезена» в эту страну Махариши Махеш Йоги и получила название «трансцендентальной медитации». Изучив множество источников, видим, что существует множество подходов и определений состояния медитации, но наиболее распространенным определением «медитации» в литературе является следующее: «Медитация представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или не, наоборот, полное «рассредоточение» внимания. И в том и в другом случае наступает остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира. Медитация - умственное действие, представляющее собой творческий процесс. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеристику при этом расслабленностью». Состояние, достигаемое в результате медитации, как уже упоминалось, иногда называют «четвертым состоянием», подчеркивая тем самым, что это не бодрствование, и не быстрый (со сновидениями) или медленный (спокойный) сон (Hansel C.E., 1970; Holmen D., 1977; Гримак Л.П., 1987; Хассиджа Д.Ч., 1992; Кандыба Д.В., 1994; Bodian Stephan, 2001; Евсина Н.Н, 2003).
Автор: Ю. Дефуа
Написано
для сайтов
"
Самопознание
— Путь Домой
" и " Психологическая помощь
" Публикация статьи на других сайтах и
блогах
возможна только при сохранении ссылки на один из первоисточников
http://duhovnyyput.ucoz.com/ или http://consultante.ucoz.com/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Artheer
S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin 1985. Bodian
Stephan. Zen! La méditation pour les nul. - Éditions Générales First,
France, 2001. Dillbeck
M.C. et al. Test of a field model of consciousness and social
change: The Transcendental Meditation and TM-Sidhi program and
decreased urban crime // The Journal of Mind Orma-Johnson, D.V. et
al. International Peace project in the Middle East, 1988, № 32.
Pp. 776 – 812. Dillbeck
M.C. Test of a field theory of consciousness and social change: Time
series analysis of participation in the TM-Sidhi program and
reduction of violent death in the U.S. // Social Indicators
Research, 1990, № 22. Pp. 399 – 418. Evans-Wentz
W.Y. Tibetan Yoga and secret doctrines. – London, 1967. Holmen
D. The varieties of the meditative experience. – New York: E.P.
Dutton, 1977. Horowitz
Mardi J. States of mind. - N.Y., 1987. The
encyclopedic dictionary of psychology. - The Dushkin publishing
group, Inc., 1991. Thich
Nhat Hanh. Le miracle de la pleine conscience - Manuel pratique de
méditation. - Éditions l’Espace Bleu, France, 1994. Андреев
Ю.А. Резонанс земли и неба. Теория и
практика медитации. – С.-П.: «Респект»,
1999.
Афанасьев
П. Йога Паранаяма. – Р-на-Д: РГУ, 1990.
Гримак
Л.П. Резервы человеческой психики. –
М., 1987.
Дикая
Л.А., Евсина Н.Н. Психофизиологические
особенности испытуемых, находящихся
в разных состояниях сознания при решении
творческих заданий. /Психологический
вестник/ – Р-на-Д.: РГУ, 1998.
Евсина
Н.Н., Жаров Л.В., Мерклин В.А. Специфика
измененных состояний сознания. /сб.
53-я итоговая научная конференция/ -
Р-на-Д.: РМГУ, 1999. Евсина
Н.Н. Влияние медитативного тренинга на
формирование личности. //Северо-кавказский психологический
вестник// - Р-на-Д, 2003. Евсина
Н.Н. Роль медитативного тренинга в
реализации эмпатии. //Северо-кавказский психологический
вестник// - Р-на-Д, 2003 Каганов
Л.С. Медитация: мистика или психотехника.
– М., 1990. Кайма
В.Е. Валеология для всех и на каждый
день. – Р-на-Д., 1999.
Каптен
Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1993.
Классическая
йога. – М., 1992.
Лиханов
А.А. Скрижали мага. Руководство к развитию
психических способностей человека. –
С.-П.: «Изида», 1916.
Медитативный
аутотренинг, энергозарядка. – ИПК
«Южный Урал», 1993. Миллер
М. Карма – изменение будущего. – М.:
«Цитадель», 1997.
Наука
о дыхании индийских Йогов. – С.-П., 1916.
Озанец
Н. Медитация для начинающих. – М., 2000.
Ошо
Раджниш От медицины к медитации. –
Киев: «София», 1999.
Раджа
– йога. – М., 1991.
Рамаянда
С. Крийя йога. – Рига, 1990.
Спивак
Д.Л. Язык при измененных состояниях
сознания. – Л., 1989.
Тамбиев
А.Э., Кондраянов В.В., Мельников Е.В.
Возрастные и половые особенности
эффективности медитации /Психологический
журнал, 1995, № 5.
Хассиджа
Д.Ч. Медитация в Раджа - йоге. – С. -
П., 1992.
Чакры.
/Простор № 86 (93), декабрь 1993/.
Чудесная
Т. Медитация: работа по раскрытию
ясновидения. – Краснодар, 2000.
Шетток
И. Опыт внимательности. Медитация
сатипаттхана. – Киев: «София», 1993.
Подобные публикации:
Измененные состояния
сознания (ИСС)
Что такое Измененное
Состояние Сознания (ИСС).
О
резервах человеческой психики.
|