Сенсорное голодание и перегрузка
Сенсорное
голодание чрезвычайно популярно в буддийских монастырях Тибета и Гималаев.
Суть его заключается в том, что человека надолго (как минимум, на несколько
месяцев) помещают в темное помещение без окон (иногда просто в яму, накрытую
крышкой). Сильнейший стресс, вскоре наступающий в таких условиях, может либо
разрушить психику добровольного заключенного, либо наделить его даром
ясновидения. На языке местных мистиков это называется "открыть третий глаз".
Иногда сенсорное голодание сопровождается дополнительными процедурами, которые
закрепляют "духовное зрение" навечно. Адепт, обработанный таким образом, может
стать не только прорицателем или диагностом, но и приобрести способности к
телепатии, левитации и зримому проецированию своих видений.
Сенсорная
перегрузка - способ, прямо противоположный предыдущему: длительное
воздействие громкими ритмичными звуками, мигающим светом, монотонными выкриками.
Этот способ известен всем первобытным народом и лежит в основе так называемого
"шаманского экстаза", позволяющего шаману совершать "духовные путешествия в иные
миры". "Ночью в присутствии тех, кто хочет иметь ответы от демонов, шаман
начинает произносить свои заклинания и, держа бубен, ударяет им с силой о землю.
Наконец он начинает бесноваться, и его начинают вязать. Тогда демон является во
мраке, и шаман дает ему есть мяса, а тот дает ответы". Этой цитате не меньше 700
лет - она взята из мемуаров Гильома Рубрука, посетившего ставку Мангу-хана в
середине XIII в. Но шаманский ритуал с тех пор ничуть не изменился, и даже
напротив: приобрел популярность среди белых людей, доселе непричастных к
шаманской культуре. Кроме того, в последнее время появились "новые шаманы",
которые пытаются перевести "шаманский путь" на язык современных понятий. Одной
из основ этого движения стала работа Майкла Харнера, бывшего члена Нового
Института Социальных Исследований, который получил шаманское посвящение в
амазонском племени кунибо и смог исключительно успешно перевести основные
элементы шаманской реальности на язык современной науки. В ходе посвящения ему
были даны те видения, какие обычно возникают у людей на пороге смерти. На
харнеровских семинарах часто можно услышать звуки большого кожаного бубна,
который используется шаманами как транспортное средство для путешествий в
мифический мир. Участники семинара сидят в расслабленных позах в темноте (или
закрыв глаза) и воображают себе мировое древо, простершееся высоко в небеса и
глубоко в землю. Они входят в дверь у подножия дерева и движутся вниз по
главному корню. Корень превращается в туннель, в конце которого виден свет.
Оседлав биение бубна, они въезжают в этот светящийся туман и зовут проводника
(животное, духа или мифического персонажа), чтобы тот помог им исследовать
область, которая вот-вот раскинется перед ними. Путешествие обычно длится около
двадцати минут, хотя иногда бывает и дольше. Затем бубен изменяет ритм, созывая
путешественников обратно; вернувшись, они стараются как можно подробнее
вспомнить и записать все, что с ними произошло. Еще один способ сенсорной
перегрузки - пристальное созерцание мигающего света или быстро вращающихся
предметов. В Древней Греции для этой цели использовался гончарный круг с куском
глины; современные исследователи применяют стробоскоп (специальную
лампу-мигалку) или кинопроектор с пустой раскадрированной пленкой. Этот способ
довольно опасен: ведь у человека, предрасположенного к эпилепсии, он может
вызвать достаточно сильный припадок. Впрочем, есть сведения, что древние
специалисты сочли бы такой исход наиболее удачным: ведь видения, предшествующие
судорогам, часто отличаются необыкновенной ясностью и несут в себе много
предсказательной информации. Коренные жители Африки предпочитают подвергаться
всем разновидностям сенсорных перегрузок одновременно; вдобавок они еще и пляшут
до упаду, а кроме того, принимают различные психостимулирующие или токсичные
препараты. Ритуалы такого рода бывают чрезвычайно эффективны. Но человек,
который участвует в них слишком часто, рискует утратить грань между реальным и
воображаемым и перепутать реальность с видениями. Все это стоило бы знать и
посетителям нынешних дискотек, которые во многом копируют африканские
ритуалы.
ИнтоксикацияПрирода предлагает человеку множество
токсических и наркотических веществ, способных вызывать видения. Однако далеко
не все галлюциногенные препараты способствуют ясновидению. Например,
псевдогаллюцинации, возникающие под влиянием гашиша, опиума и больших доз
кокаина, не несут в себе никакой предсказательной информации. Да и другие
вещества создают много трудностей: прежде всего работа с ними требует
присутствия ассистента (поскольку записать свои видения в таком состоянии бывает
очень трудно); кроме того, они затрудняют самоконтроль и "дорисовывают" картину
видений по-своему, часто искажая их смысл; и наконец, многие из них наносят
безусловный вред здоровью человека. Поскольку в определенных кругах
"пророческие зелья" имеют репутацию самого быстрого и легкого пути к подлинному
ясновидению, здесь приводится подробная информация о том, что на самом деле
происходит с людьми после их приема. Описывая воздействие тех или иных веществ,
по определенным соображениям решено исключить из этой статьи точные медицинские
названия препаратов, оказывающих выраженное наркотическое воздействие, и
ограничиться лишь упоминаем их основы.
1. Препарат, активное вещество
которого составляет белена, беладонна и некоторые другие дикие растения.
Интоксикация этим препаратом вызывает расширение зрачков, сухость во рту, иногда
тошноту и головную боль. При определенной концентрации в крови у человека могут
возникнуть видения. Чаще всего он видит отсутствующих друзей или врагов,
незнакомых людей или животных; часто знакомая местность представляется
загадочным и сказочным пейзажем, а знакомые люди приобретают иную внешность и
ведут себя совершенно иначе, чем на самом деле. В большинстве случаев,
галлюцинации под влиянием этого препарата имеют пугающий и угрожающий характер,
и видящий пытается оброняться или убегать от иллюзорных существ. Опыты с ним
нельзя проводить в закрытых помещениях, поскольку при интоксикации может
возникнуть приступ клаустрофобии. К каждому человеку, принявшему этот препарат,
необходимо приставить как минимум одного ассистента, поскольку под воздействием
этого препарата многие склонны к немотивированной агрессии и разрушительным
действиям. После отрезвления человек, как правило, не помнит ни своих видений,
ни поступков. В средневековых источниках часто упоминается, что этот препарат
входил в состав "летательной мази", которую европейские ведьмы использовали для
полетов на шабаш. Согласно описаниям, эта мазь рождает чувство полета и ясные
видения. которые воспринимаются как реальные события. Однако нет достоверной
информацией о применении "летательной мази" в современных условиях.
2.
Органические растворители. Вдыхание паров этих веществ с малым доступом
кислорода обеспечивает яркие и разнообразные галлюцинации, которые видны при
закрытых глазах, и скорее напоминают сны или фильмы, чем подлинные видения. Эти
онейродные эффекты чаще всего являются визуализацией различных фантазий
видящего; нередко они носят эротический характер или перекликаются с
кинофильмами, увиденными накануне. Понятно, что предсказательная ценность
подобных видений весьма сомнительна. Кроме того, пары органических растворителей
крайне токсичны, и при регулярном употреблении очень быстро разрушают легкие,
печень и прочие органы, участвующие в их усвоении и выведений.
3.
Галлюциногенное вещество, содержащееся в канареечнике канарском, а также в коре
некоторых разновидностей акации (преимущественно австралийских и
латиноамериканских). При вдыхании тонко измельченного порошка этого вещества
возникают чрезвычайно интенсивные видения необыкновенных пейзажей и существ,
которые продолжаются 15-20 минут, а затем исчезают без следа. Увиденное нетрудно
воспроизвести и записать по памяти. Вещество чрезвычайно быстро разрушается в
человеческом организме, однако есть способ продлить его действие. Это
пероральный прием вместе с веществами, блокирующими действие моноаминоксидазы -
фермента, который разрушает галюциногенное вещество. Такая комбинация называется
аяхуаской и издавна используется коренными жителями бассейна Амазонки. Прием ее
сперва вызывает рвоту или понос, затем начинаются обильные видения, не имеющие
ничего общего ни с фантазиями видящего, ни с его личным опытом. Пример: "Я был
выброшен в пространство, в котором все как бы не имело никакого смысла. Видения
с закрытыми глазами были абсолютно не от мира сего, свободными по форме,
перетекающими от одной сцены к другой. Я шел через огромные разъезжающиеся
двери, летел в космических кораблях, видел невообразимо сложные и безумные
дороги и скоростные трассы, плыл сквозь пространство, которое я никогда не смогу
описать как следует. Там были существа, серые штучки в желтую полоску, вроде
мелких грызунов, и еще какие-то змеевидные предметы. И особенно - глаза. Они
глядели из каждого изгиба дороги, из каждой змеи, из-под двери. Но это меня не
испугало. Мне было просто интересно, что они все тут делают и что они видят.
Поле моего зрения тоже очень изменилось. В нормальном состоянии я успеваю
рассмотреть за один раз только один предмет, а здесь моим полем зрения была вся
полусфера, и мое тело (вернее, все мое существо) было точкой в этой странной
вселенной. Точка не имела тела, она просто плавала в этом виртуальном
пространстве мозга. Я мог принимать сообщения из этой виртуальной полусферы, но
у меня никак не получалось даже чуть-чуть осмыслить ее. Она была слишком
быстрой, сложной и интенсивной". Так описывает свои галлюцинации один молодой
американец, принявший аяхуаску просто для эксперимента. Он не задумывался над
смыслом видений и не пытался разобраться в них; однако здесь следует сказать,
что сами коренные жители Амазонии считают видения своеобразным "побочным
эффектом" и особенно ценят состояние необыкновенной духовной ясности,
наступающее после завершения видений. Именно в этом состоянии опытный аяхуаскеро
обретает способность решать любые сложные проблемы, читать чужие мысли,
отыскивать скрытые предметы, диагностировать болезни и предсказывать будущее.
Производство, хранение и распространение этого наркотического вещества
запрещено законами большинства стран мира. Впрочем, о содержащих его растениях в
законодательстве не упоминается.
4. Инъекционный препарат, обычно
используемый для наркоза при гинекологических и стоматологических операциях.
Имеет своеобразный "побочный эффект": после инъекции человек может увидеть свое
тело со стороны, а затем на весь срок действия наркоза попадает в мир
причудливых галлюцинаций, практически никак не связанных с его земным опытом.
Видения хорошо запоминаются и могут быть записаны, однако смысл их (в том числе
и предсказательный) не поддается истолкованию. Это геометрические узоры,
фантастические пейзажи и машины, неземные существа и т.п. Неизвестно, пытался ли
кто-нибудь использовать такой препарат для ясновидения или общения с духами, но
такое использование представляется малоперспективным, поскольку все галлюцинации
достаточно однотипны и, по-видимому, представляют лишь один из многочисленных
планов астрального мира. Чтобы купировать галлюцинации, медики обычно вводят
этот препарат в смеси с барбитуратами.
Интоксикация (продолжение)5. Алкалоид спорыньи,
сильный галлюциноген. В западной культуре еще с 60-х годов имеет славу
препарата, "расширяющего сознание". Олдос Хаксли, один из пионеров научного
исследования этого препарата, указывает на то, что механизм его действия
аналогичен механизму классических способов "умерщвления плоти". Препарат резко
снижает содержание сахара в мозгу; это, по мнению Хаксли, позволяет открыть
некий "редуцирующий клапан", который фильтрует реальность, воспринимаемую
мозгом, и ограждает наше сознание от "иррациональных явлений". Еще один
видный исследователь препарата Тимоти Лири сравнивает состояния
"психоделического опыта" с классическим описанием посмертных странствий души в
"Тибетской Книге Мертвых". По его мнению, параллели здесь настолько очевидны,
что "Книга Мертвых" может служить наилучшим учебником для всех, кто желает
экспериментировать с этим препаратом и другими психоделиками. Однако здесь
следует заметить, что опыт восприятия препарата в любом случае индивидуален и
зависит от множества факторов. В некоторых случаях субъект не наблюдает никаких
галлюцинаций или же видит нечто вроде сновидений; в других случаях галлюцинации
бывают настолько яркими, что реальность по сравнению с ними выглядит "кукольной"
и фальшивой. Впрочем, галлюцинации не имеют никакого отношения к ясновидению.
Как и в случае с аяхуаской, просветленное и ясновидческое состояние наступает
уже после окончания галлюцинаций, и причем далеко не у всех. Приступы
спонтанного ясновидения могут возникать в течение двух недель после приема этого
препарата. Он считается крайне опасным для психики: отмечено, что он часто
служит причиной первого приступа шизофрении или тяжелых психотических реакций.
Производство, хранение и распространение этого препарата запрещено законами
большинства стран мира.
6. Активный элемент мексиканского кактуса пейот.
Как и перечисленные выше, принадлежит к запрещенным препаратам. Издавна
используется шаманами Центральной Америки для достижения ясновидческих
состояний. По галлюциногенному действию он слабее других, описанных здесь,
однако просветленное состояние духа возникает раньше и держится дольше, чем у
вышеупомянутых препаратов. Из побочных эффектов отмечается сильная тошнота
(особенно при приеме сушеного пейота), повышение артериального давления и
сухость во рту.
7. Отопительный газ, используемый в газовых плитах. В
настоящее время практически не употребляется, однако в истории известны случаи,
когда интоксикация этим газом использовалась для достижения провидческих
состояний. Это, в частности, знаменитый Дельфийский оракул. Известно, что храм
Аполлона был построен на разломе, из которого выходил газ, и именно интоксикация
этим газом заставляла пифий пророчествовать. Побочные эффекты отравления газом
известны каждому - сильная головная боль, вялость, отупение, тошнота. Газ не
обладает галлюциногенным действием и не рождает просветленных состояний. После
отрезвления человек, как правило, не помнит ни своих видений, ни
поступков.
8. Активное вещество мухоморов и некоторых других грибов.
Известно, что мухоморы служили излюбленным средством опьянения у северных
народов и активно использовались шаманами. Это породило множество легенд о
"несравненном" психоделическом действии мухоморов; в частности, известный
американский миколог Р.Уоссон утверждал, что именно из них готовили сому -
священный напиток ведической Индии. В действительности же препарат действует
подобно номеру 1. Тошнота при приеме грибов
выражена резче и продолжается около получаса, затем наступает фаза стимуляции,
но галлюцинации случаются редко (самая распространенная форма - "мушки" перед
глазами). При больших дозах наблюдаются приступы безудержной болтливости,
судорожные и нелепые движения, беспричинный смех, стремление к энергичной (и
часто бессмысленной) деятельности. Расстройство зрения сохраняется (в
зависимости от дозы) несколько дней после приема. Не исключено, что у лиц,
предрасположенных к эпилепсии, этот препарат способен вызывать судорожные
припадки (вместе с сопутствующими им видениями). Однако эта гипотеза требует
дополнительной проверки.
9. Галлюциногенные вещества, содержащиеся в
некоторых грибах рода Psylocybe. По действию почти аналогичны номеру 5, но
гораздо мягче. "Псилоцибиновые" состояния легче поддаются управлению и контролю;
в интоксикации преобладает "просветленность", а галлюцинации случаются
значительно реже. "Волшебные грибы" Psylocybe использовались магами и
ясновидящими в разных уголках Земли. Многими отмечено их свойство создавать
"диалог" со сверхъестественными существами, находящимися то ли внутри нашего
сознания, то ли за пределами видимого мира. Часто в ходе такого диалога можно
получить важные предсказания, полезные советы и оригинальную информацию по
вопросам мистики и оккультизма. Однако эти явления можно отнести скорее к
области спиритизма и некромантии,
нежели к ясновидению. Полученная информация хорошо запоминается и может быть
записана как после сеанса интоксикации, так и непосредственно во время сеанса.
Побочные эффекты у здесь те же, что и в случае номера 5. Кроме того, частый
прием грибов (особенно в сыром виде) способен вызвать дисфункцию печени и
неинфекционный гепатит. Сбор, хранение и распространение грибов, содержащих
активное вещество, запрещено законодательством РФ. Во многих других странах
запрет касается только активных веществ, но не распространяется на сами
грибы.
Как видно из приведенного отчета, интоксикация редко создает
благоприятные условия для ясновидения. "Сама по себе доза наркотика не ведет к
психоделическим открытиям, - пишет Тимоти Лири. - Наркотик срабатывает в роли
"химического ключа" - он открывает сознание, освобождает нервную систему от
обычных шаблонов и структур". К этому можно добавить, что зачастую такое
открытие приводит к полной потере интереса к будущему, так что необходимость в
предсказательных искусствах отпадает сама собой.
Трудности и особенностиЯсновидение часто смешивают с
духовидением и прочими спиритическими практиками. Между тем, различие здесь
есть, и весьма существенное. Духовидец не выходит за пределы материального мира,
он находится "здесь" и принимает гостей из астральных миров. Ясновидящий же сам
гостит в иных мирах и видит все "своими глазами". Конечно, в обоих искусствах
существуют одинаковые принципы и теории, одинаковые трудности и очень похожие
приемы. Но ошибки ясновидения, о которых мы поговорим дальше, проистекают из
несколько иных причин. Гораздо больше родства между ясновидением и ясным
сновидением, особенно если сновидение инкубировано. В сущности,
сновидение - одна из дверей в астральный мир, и при должном умении оно способно
давать нам всю нужную информацию, в том числе и предсказательную. Техники
управляемого сновидения, разработанные Карлосом Кастанедой на основе
традиционной магии Центральноамериканских индейцев, позволяют человеку не только
войти в астральный мир через сновидение, но и осознанно перемещаться в нем.
Описание этих техник выходит за рамки данного раздела, а потому все интреующиеся
могут обратиться непосредственно к работам Кастанеды и его последователей. Здесь
же упомянем лишь начальное упражнение курса управляемых сновидений - своего рода
предварительное испытание для сновидящего. Оно заключается в том, чтобы во сне
посмотреть на свои руки, или на любую другую часть тела, выбранную не в ходе
сновидения, а предварительно. Тот, кому это удастся сразу, может быть уверен,
что пространство сна будет для него наилучшими вратами к
ясновидению.
Вопреки распространенному мнению воображение часто
служит помехой ясновидению, поскольку заставляет принимать желаемое за
действительное. Факторы, стимулирующие воображение (литература, живопись,
кинематограф), служат еще более серьезным препятствием: они способны внести
искажения даже в самую ясную картину. Подлинно ясновидческое прозрение всегда
содержит в себе нечто невиданное, невообразимое и необъяснимое. Именно поэтому
прославленные ясновидцы в большинстве своем были простыми и малообразованными
людьми, или же, подобно Нострадамусу, в определенный момент отказались от
накопленных знаний, сожгли свои книги и максимально упростили свою жизнь.
Некоторые из них были слепыми (например, Ванга), и это отнюдь не случайно. Чем
опытнее ясновидящий, тем меньше он блуждает по астральному плану и тем меньше
образов он видит. Единственный ключевой образ возникает в сознании как бы сам по
себе. А иногда образы даже не фиксируются сознанием, и ответ на поставленный
вопрос приходит в виде озарения. Ясновидящий вдруг понимает, что он должен
ответить, или отвечает, не понимая, и лишь потом пытается объяснить, что он
сказал.
И все же, человеческое сознание (пусть даже самое
примитивное) - не чистый лист, на который можно записать любое видение. Скорее,
оно напоминает матрицу или фильтр, через который проходят все наши впечатления,
в том числе и визуальные. Здесь они обретают форму, и здесь же решается, что нам
можно видеть, а что нельзя. Сознание стремится понять все, что мы видим, и
зачастую не позволяет нам видеть то, чего оно не понимает. Кроме того, в
сознании гнездятся философские теории, верования, убеждения, опыт и прочие
системы знаний, которые заставляют нас неверно истолковать увиденное, а иногда и
отрицать сам факт ясновидения. Казалось бы, преодолеть барьер сознания очень
просто. Ведь есть методики, позволяющие полностью отключить сознание (например,
некоторые формы самогипноза, сенсорной перегрузки или интоксикации). Однако
здесь возникает другая проблема: при отключении сознания мы оказываемся не в
состоянии запомнить увиденное и даже описать его. Все озарения, посетившие нас в
бессознательном состоянии, так и остаются за пределами сознания, но для того,
чтобы воспользоваться ими, мы должны осознать их, или хотя бы иметь возможность
воспроизвести их, будучи в здравом уме и твердой памяти. Практика ясновидения
предлагает несколько методов решения этой проблемы: 1. Ассистирование.
Этот метод заключается в том, что ясновидящего, находящегося "за пределами
сознания", сопровождает ассистент, который периодически задает ему вопросы и
записывает ответы (лучше всего на магнитофон). Он же корректирует "действия"
видящего, подсказывая ему, куда "пойти" и что "посмотреть". Таким образом
создается материал, который можно проанализировать "по возвращении" из
астрального путешествия. 2. Расширение сознания. Замечено, что
некоторые народы и социальные группы воспринимают сверхъестественные явления (в
том числе и ясновидение) как нечто само собой разумеющееся. Например, в
средневековой Европе (как и в современном Тибете) индивидуальные и коллективные
видения не считались чем-то из ряда вон выходящим: ведь примеры подобных чудес
описаны в священных книгах, которым нужно верить безоговорочно. Если наше
сознание допускает, что в мире может произойти все что угодно, оно не станет
противиться ясновидению и сможет воспринять любую информацию "как она есть",
ничего не убавляя и не прибавляя. Для расширения сознания изобретено много
специальных приемов. Практически все "технологии ясновидения", перечисленные в этом разделе (за
исключением гипноза и астральных путешествий), в той или иной степени позволяют
если не поверить в "сверхъестественное", то хотя бы допустить возможность его
существования и научиться созерцать его без лишних эмоций. Сюда же можно
добавить и различные методы медитации и визуализации, разработанные в восточных
мистических школах. Если для ясновидения воображение вредно, то на этапе
расширения сознания оно может принести немало пользы. 3. "Ничего
сверхъестественного". Эта методика вот уже несколько десятилетий активно
используется средствами массовой информации, резко сменившими свой тон в
отношении сверхъестественного. Псевдонаучные "обоснования" ясновидения помогают
миллионам людей избавиться от скептицизма и таким образом подготавливают их к
нормальному восприятию этого явления. Чрезвычайно полезно также чтение
этнографической литературы (особенно о шаманизме), сочинений выдающихся мистиков
и отчетов об "астральных путешествиях". 4. "Резервация для чудес". Для
применения этой методики нужно убедить себя в том, что каком-то определенном
месте (в пещерном храме, "Х-ском треугольнике", удаленном горном ущелье, на
кладбище ночью и т.д.) или в некоем состоянии (при интоксикации, при длительном
бодрствовании, при высокой температуре и т.п.) можно увидеть все, что угодно.
Иными словами, нужно найти такое место или состояние, в котором сознание
позволит себе "ясновидеть" (или "галлюцинировать", если больше нравится это
слово). Такая методика представляется наиболее подходящей для современных
условий.
Однако настоящие проблемы ясновидения не завершаются, а лишь
начинаются после преодоления барьера сознания. Первое же настоящее видение, как
правило, повергает видящего в ужас, хотя и не содержит в себе ничего
ужасного. Это вполне нормальное явление: как только блокирующее действие
сознания ослабляется, со дна подсознания тут же всплывают все скрытые фобии и
комплексы, которые в свое время были вытеснены или компенсированы сознанием.
Часто они принимают форму зримых и осязаемых образов: например, распространены
случаи, когда страхи персонифицируются в образе стража порога - отвратительного
чудовища, которое преграждает путь видящему. Иногда страх бывает совершенно
беспричинным и необъяснимым: видящий боится, что "не вернется", "сойдет с ума",
"попадет в ад" и т.д. Что же делать с этими страхами? Либо не пробовать вообще
стать ясновидящим, а если взялись, то мужественно преодолевать себя! Ведь на
самом деле это даже не видения, а просто муть со дна души. Следует помнить, что
появление их служит верным признаком перехода к подлинному ясновидению; и,
напротив, отсутствие их может свидетельствовать о том, что ясновидение
подменяется фантазированием. Если помнить о своей задаче и двигаться вперед,
тогда и все страхи исчезнут сами собой. Адепты тибетского тантризма хорошо
знакомы со стражами порогов и умеют бороться с ними. Тактика борьбы заключается
в следующем: адепт остается один на кладбище и отдает свое тело на растерзание
"упырям", порожденным собственным разумом. Чудовища впиваются зубами в тело
адепта, он слышит их смрад и видит их безумные, налитые кровью глаза. "Упыри"
разрывают его на части, и адепт переживает второе рождение.
Источник |