Почти
в каждом сообществе существует вера в то, что принято называть Жизнь после смерти, хотя конкретные предположения относительно
такой жизни могут быть самыми различными. К числу основных вариантов
относятся следующие: после физической смерти жизнь продолжается
лишь с незначительными изменениями в условиях и качестве существования;
человек живет несколько жизней и умирает несколько раз до своего
настоящего исчезновения; каждый человек совершенствует свои духовные
качества, "проживая" различные стадии, уровни и даже "плоскости";
людям уготовано телесное воскрешение в определенный день в будущем.
С идеей о жизни в будущем тесно связана вера в перевоплощение
(реинкарнация) — возвращение к земной (материальной) жизни в разных
телесных оболочках.
Христианские
воззрения на загробную жизнь включают в себя идею судного дня, когда
будет определено, куда именно должна отправиться душа человека —
в рай или ад, в зависимости от греховности прожитой им жизни. Неопределенно
долгий период бестелесной жизни должен закончиться обретением телесной
оболочки во время второго пришествия Христа, что также должно стать
концом мира. Идеи христианства в значительной степени повлияли на
спиритуализм XIX века, хотя некоторые спиритуалисты (например, Эндрю
Джексон Дэвис) посвятили много усилий тому, чтобы понять, что происходит
в промежуточном состоянии. Согласно Дэвису, диктовавшему свои лекции
в состоянии транса, после физической смерти человек продолжает свой
путь духовного совершенствования, проходя по нескольким небесным
сферам. Это происходит до тех пор, пока не будет достигнута седьмая
сфера, где душа человека сливается с "Бесконечным вихрем любви,
мудрости и великого духовного Солнца божественного разума".
Наиболее
примитивные сообщества (племена) также имеют свои верования относительно
того, что происходит с людьми, когда они умирают, хотя сама концепция
загробной жизни не всегда формулируется достаточно отчетливо. Иногда
эти верования сводятся к продолжению существования, причем без должного
внимания к характеру такого существования. В других сообществах
загробную жизнь представляют себе очень похожей на обычную земную.
К примеру, верят в то, что там такой же тип социальной организации,
но она дополнена изобилием всего. Именно такого рода представления
легли в основу описания "Земли Счастливой Охоты", в которую
верили американские индейцы. В некоторых сообществах загробная жизнь
представлялась такой же, как на земле, но с точностью до наоборот.
К примеру, в своих попытках связаться с миром мертвых люди высказывались
и поступали прямо противоположно тому, как это полагалось делать
в обычной жизни.
Земля
мертвых не всегда располагается на небесах. Пожалуй, даже чаще ее
помещают под землю. К примеру, племя зулусов полагало, что мертвые
живут в подземном мире, где горы, реки и т.д. такие же, как и наверху.
После смерти люди живут в деревнях, где доят коров, являющихся духами
коров, убитых в земном мире. Или же, согласно верованиям других,
мертвые могут жить на горе или в долине на поверхности Земли. Одному
европейцу на Борнео удалось уговорить местных проводников сводить
его на вершину горы, где, как считали туземцы, находится мир духов.
Ему показали мох, на котором едят духи, и отпечатки копыт призраков
буйволов, однако проводники наотрез отказались провести там ночь.
Как правило, в примитивных сообществах (племенах) верили, что знания
о загробной жизни приходят к людям через ощущения шаманов - посредников
между живыми и мертвыми. Шаманы имеют возможность посещать Землю
мертвых в поисках душ, не способных вернуться в свои тела либо по
причине несчастного случая, либо по причине болезни. Нередко утверждения
шаманов дополнялись рассказами о Предсмертных ощущениях обычных
людей, которых в такие моменты посещают видения, связанные с загробной
жизнью.
Спиритуализм и анимистические представления сообществ, находящихся на племенном
уровне развития, смыкаются в допущении связи между миром живых и
миром мертвых. Анимистические представления о душе довольно сложны
и совершенно различны у разных народов. Во многих сообществах различают
собственно духа, отправляющегося в Страну мертвых, и отдельную его
часть, способную перевоплощаться. Дух считается особенно сильным
до того, как он отправится в Землю мертвых, но это не может произойти
раньше, чем через три или четыре дня после физической смерти. Именно
поэтому все стараются всячески облегчить это отправление и каким-то
образом отбить у духа желание возвращаться потом и беспокоить живых.
Духи
предков могут являться по каким-то особым случаям. Например, после
смерти кого-либо из членов семьи. Однако считается, что при этом
они уже не так опасны. Танец призраков — это особый
фестиваль североамериканских индейцев, когда, как считается, духи
умерших возвращаются, чтобы пожить той жизнью, которую они вели
до появления белого человека.
Загробные уделы: Удел
- это духовная сфера в загробном мире, куда душа попадает после смерти.
Загробные уделы весьма различны для каждой души и зависят от выбора
души и от непостижимомго суда Божьего над ней Удел за гробом всегда превосходнейший и лучший. Не было и нет лучше
даже для самых опущенных,
подонков, проклятых и змеев.
Даже огонь очищающий – удел лучший по сравнению с земным гнетущим.
Даже у душ с мрачным уделом удел лучше, чем земной.
Даже проходя через огонь очистительный и загробные мытарства, души
в конечном счете благодарят Бога
и освобождаются от греховной тяжести.
Общая
картина загробных уделов:
1.
Ад
2.
Темные места (подземные сферы)
3.
Чистилище (мытарские сферы)
4.
Светлые места (их вершина - ЛИМБО)
5.
Рай (Небесное Царство)
6.
Уделы Богоматери Существует
несколько наиболее распространенных загробных уделов:
Первый
удел: утешение от ангелов
Ангелы окружают умирающего. Мучительная кончина связана с духовными
родами. Ангелы облекают душу в солнечные цветочные одежды, сплетая
гирлянды роз, с дивными песнопениями. Следуют большие утешения:
наконец-то завершился период тяжелых искушений и страстей. Душа
полностью упокаивается от страхов, терзавших ее, уврачевываются
раны. Она пребывает в благоуханном упокоении, в Усыпальнице.
Усыпальница — среда Ее чудного Успения. Успенский одр — предуготовление
к Брачной вечери.
Таков на сегодня наиболее распространенный загробный удел; души
проходят через столь тяжкие страдания, что большинство с облегчением
вздыхают в предсмертные минуты. Ангелы предуготовляют их с легкостью
покинуть этот мир как один из самых скорбных.
Второй
удел предназначен тем, кто воюет на Бога:
душам низшего космического порядка, совершенно чуждым божественному.
Черная триада: Содом, Вавилон, Египет. Содом — тонкое и физическое
услаждение пороком. Египет — оправдание порока, культура прошлого.
Вавилон — духи мертвых планет, атакующие землю, космические контактеры.
Те, кто находится под действием «черной триады», попадают в мир
антихриста. Их тоже ожидает сон, но сковывающий, цепенящий, с кошмарными
сновидениями. По сути — ад полного безбожия. Они оказываются в кольце
собственных представлений, помыслов и постепенно прозревают. Душа
скована льдами металлического ада.
Третий
удел ожидает души развратные,
услаждающиеся порнографией, половыми извращениями, нарушающие универсумы
Божии о чистоте. Вначале недолгий сон, затем страдания, потом откровения
милости и любви Всевышнего. Они сподобляются откровения Агнца и
приобщаются к Церкви.
В большинстве — Божии, жертвенные души. Они желали бы идти путем
любви, но по грехам церкви и священства не могут идти к Богу. В
России их сегодня особенно много: проститутки, гомосексуалисты,
содомиты, наркоманы, алкоголики. После недолгого сна они проходят
период мучительных прозрений, и им очень тяжело. Но затем наступает
большое облегчение: им открывается слава, любовь и великая милость
Отца Небесного.
Человечество должно особо молиться об усопших блудниках, содомитах,
— очень многие из них просят молитв.
Четвертый
удел предназначен для неприметных, многоскорбных, ничем не
замечательных душ
Они не совершали ни особенно добродетельных поступков, ни страшных
преступлений. Впрочем, на их совести много тяжелых неисповеданных
грехов. После средней продолжительности сна они, попадая в некую
среду херувимских очес (в Колеснице), вводятся в состояния дальнейшего
прозрения. Находясь в ярусах Усыпальницы, они вновь начинают прозревать
свою земную жизнь. И большинство из них следует в сферы чистилищ
или на мытарства.
Пятый
удел ждет души, претерпевшие очень большие скорби
(души заключеных концлагерей, гонимых, незаслуженно обиженных, чья
жизнь состояла из кровавых ран, невыносимых обид...). Продолжительный
утешительный сон, после которого они просыпаются совершенно очистившимся,
упокоенными, и вновь переживают прежнюю жизнь в греховном освещении,
видят своих ближних в настоящем состоянии, часто приходят на их
молитву. Затем идут в светлые уделы, поскольку земными их скорбями
пожжена греховная чаша.
Пятый удел ожидает воинов, погибших на поле брани, пленников немецких
концлагерей, чья земная жизнь представляла сплошную голгофу. Им
следует откровение Христа о загробном мире, показывается, что они
страдали за грехи, они окрещаются и ждут Второго светлого пришествия
Спасителя, благословляя Новое тысячелетие славы святых и ожидая
окончательного Суда над душами.
Шестой
удел определен душам теплохладным,
которые не восставали и не ревновали, шли обычным атеистическим
путем, — длительные скорби, безутешные страдания, низшие слои чистилища
и мытарских сфер. Их ожидают большие прозрения на грехи. В загробном
состоянии они обременены родственными связями, очень привязаны к
земному и никак не могут освободиться от своих привязанностей.
Седьмой
удел — души из христианских стран,
тела которых были сожжены: род душ, которые составляют упырные облака.
Ангелы сейчас стреляют духовными белыми ядрами по пыльным облакам,
и они рассеиваются над Святой Русью.
Воинствующие
атеисты за гробом очень легко обращаются в веру и по прошествии
определенного числа очистительных скорбей сподобляются светлого
удела.
Великий
суд конца времен — прежде всего суд высочайшей милости,
при котором большинство душ будет оправдано. И приговор второй смерти
прозвучит только над окончательно потерявшими какую-либо возможность
к исправлению. Когда небом будут предприняты все попытки к исправлению,
но в условиях свободы не дадут результата (душа даст понять, что
путь к Богу совершенно невозможен, что она окончательно повреждена),
тогда душа подвергнется вечной смерти, но опять-таки в ее собственных
интересах. Души сами будут просить вечной смерти как упокоения,
поскольку (говорит Божия Матерь) ко времени окончательного великого
Суда они будут носиться по всему миру в состоянии томления и ужаса
как мрачные тени шеола и не смогут ни к Богу идти, ни жить во грехе.
Состояние вечной смерти является актом милосердия Божия. Наказанные
ею будут тем самым спасены от невыносимых страданий: после второй
смерти происходит уничтожение человеческих монад. Они образуют наши
души, ко- торым предписан от века путь земного страдания и дальнейшего
загробного совершенствования*.
Смысл
тысячелетия славы: молитва об очищении душ, находящихся
в чистилищных сферах. После катаклизмов многие окажутся в сферах
очистительных мытарств. Когда придет время Великого суда, многие
из них уже войдут в мир вечной жизни и прославят Спасителя. И лишь
небольшое число подвергнется вечному распаду.
Объективно
вечных мучений не существует. Переживание вечности
мук — субъективное состояние души, оказавшейся в потустороннем мире
и находящейся в состоянии «прободенного времени», так что временная
скорбь ее кажется перенесенной в вечность. Представление о вечных
мучениях является объективированием субъективного. В вечности —
спасение, утешение и мир.
Удел
душ, живущих вроде бы тихой жизнью (ни за ни против, ни теплые ни
горячие), довольно трудный. Считая себя добродетельными, совершают
тяжелые грехи, мучительно привязаны к земле. Их удел очень тревожный,
мучительный, долгие годы они пребывают в сферах очищения.
Небо сегодня призывает души к духовному возгоранию. Удел душ, которые
ведут обыденную жизнь в прострации, в забытьи, в заторможенности
хуже, чем у тех, которые тяжело грешат на земле (придаются блуду,
страстям...). Эти быстро прозревают и, проходя через большие скорби,
получают светлые уделы.
Великому
окончательному суду времен подвергнутся души, которые после многих
томлений и мытарств в различных загробных сферах окончательно истощатся
(утрачивая частицы, из которых они состоят). Они не смогут ни обратиться
к Богу, ни страдать в жизни без Бога, и тогда они будут просить
о том, чтобы быть уничтоженными, ибо жизнь их будет невыносимо тяжела.
И даже вторая смерть (разрушение монады, распад частиц души, из
которых она состоит) — акт величайшего милосердия Божия...
Загробные
мучения (гееннское озеро) являются условными. Гееннское
озеро — сфера для ограниченного числа душ с совершенно черной дьявольской
меткой на челе, которые пришли в мир из сфер адского огня, куда
они и возвращаются. Они не имеют ни одной Адамовой черты, на земле
они проводили беспутные, беззаконные дни, служа искушением и соблазном
для многих. Подвергнутся они очень тяжелым страданиям.
Почему образ геенского озера и вечного огня так отпугивающе действует
на адамитов? Ни один из них не подвергается этому уделу. Он предназначен
для душ с содомско-вавилонско-египетской меткой, пришельцев с мертвых
планет. Для них удел вавилонской вечной печи естествен и единственно
способен вызвать отрезвление.
Перевоплощение Реинкарнация (reincarnation)
-
от лат. re, «снова» + in,
«в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение») -
переселение душ,
присущее ряду религиозных систем, а также встречающееся в отрыве
от какой-то религиозной системы (в личном мировоззрении) представление
о посмертном существовании человека, смысл которого заключается
в том, что душа человека возвращается в мир снова и снова в новых
телесных воплощениях. Обычно цепь перевоплощений имеет некоторую
цель, то есть душа претерпевает эволюцию. Данное воззрение получило
свое распространение еще в древнейших культурах, от Индии до Египта.
В разных мировоззренческих системах в цепь перевоплощений могут
втягиваться разные классы существ: от представителей одного народа
до всего множества разумных существ (божества, духи), разных живых
существ (животные) и неограниченного множества объектов (растения,
камни, вещи).
В современной культуре «фактологической базой», поддерживающей веру
в реинкарнацию, служат случаи, когда люди будто бы вспоминают свои
предыдущие жизни, начинают идентифицировать себя с неким (не широко
известным) человеком из прошлого, проявлять несвойственные им умения,
например, говорить на незнакомом им языке.
Представление,
согласно которому душа после смерти возвращается в новое тело, чтобы
прожить еще одну жизнь. Вера в перевоплощение характерна не только
для наиболее развитых религий Востока, но и для племенных обществ
всего мира.
Согласно опросу, проведенному службой Гэллапа в 1981 году, почти
четверть американского населения верит в перевоплощение. Хотя опрос
службы Гэллапа не принимал во внимание деталей этой веры, вероятно,
что соответствующие представления большинства американцев заимствованы
из индуизма или буддизма — может быть, посредством спиритуализма,
спиритизма или теософии. Многие не осознают, что индуистские представления
(из которых развились соответствующие буддийские) выросли из комплекса
верований, характерных для коренных племенных народов Индии. Эти
последние верования были частью комплекса верований о духах и душах,
составлявших широко распространенное анимистическое мировоззрение,
анимизм же считается самой ранней из мировых религий.
Анимистические представления о душе более сложны и разнообразны,
чем западные верования. Разные племенные общества придерживаются
разных верований, которые, однако, могут рассматриваться как относящиеся
к одному и тому же комплексу идей или принципов. Это указывает на
возможное существование одного общего комплекса идей, из которого
выделились разные верования, существующие по сей день.
Одно из общих анимистических представлений о перевоплощении состоит
в том, что дух умершего человека после смерти претерпевает разделение,
и одна часть его отправляется в Землю Мертвых, где она становится родовым духом, другая
же возвращается на землю и одушевляет новое тело. Некоторые племенные
народы верят, что каждый человек имеет более чем одну душу, и в
этом случае одна из его душ может перевоплощаться, а другая становится
родовым духом.
Племенные
общества часто считают, что имя человека обладает духовными качествами,
даже задает тип души. Многие эскимосские группы убеждены в существовании
так называемой "души имени". Эта душа является собственной
частью имени, так что, давая ребенку имя, ему дают и душу. Если
ребенок постоянно плачет, то считается, что ему дали неправильное
имя и что если найти правильное имя и назвать им ребенка, то он
успокоится. Иногда призывают шаманов, которые должны догадаться,
кто из предков настойчиво требует использовать свое имя.
Представление, будто ребенок, который непрерывно плачет, получил
неправильное имя, характерно и для многих других обществ Северной
и Южной Америки и Африки. Ребенка иногда специально заставляют плакать,
чтобы определить, кто из предков воплотился в тело новорожденного.
Младенца заставляют плакать (например, брызгая на него водой) и
при этом называют имена умерших родственников, и это продолжается
до тех пор, пока он не успокаивается. Представители восточно-африканской
народности нанди принуждают ребенка плакать, поднося к его носу
табак, в ожидании, что он чихнет, когда будет названо должное имя.
Это имя и дается ребенку, причем считается, что именно его малыш
и носил в предыдущей жизни.
Плач — не единственный метод, используемый для установления личности
ребенка в прошлой жизни. Очень часто одному из родителей снится
сон, который как бы предвещает, что в их ребенке вновь родится какой-то
определенный человек. Во многих обществах детей осматривают в поиске
родимых пятен или родовых дефектов, которые могут указать на то,
кем они были. Иногда на трупы наносят метки, которые должны позволить
проследить путь умершего в его будущей жизни. В Западной Африке
нанесение увечий детям, умерших в младенчестве, чрезвычайно распространено,
особенно если одна семья потеряла двух или более детей подряд. Верят,
что один и тот же ребенок возвращается снова и снова и каждый раз
умирает молодым специально, чтобы причинить страдания своим родителям.
Считается, что нанесение увечий телу одного из этих детей сделает
их духи непривлекательными для других духов. По этой причине духи
разрешат им и долго жить в следующем рождении.
Перевоплощение может быть облегчено или затруднено посредством метода
похорон. Детей часто хоронят под полом дома, полагая, что это облегчит
их душам возвращение к их матерям. Взрослых, чьи духи сильнее, а
тем самым и более опасны после смерти, чаще хоронят не в доме, а
на окраинах деревни. Некоторые африканские племена прибегают к другим
средствам управления процессом воплощения: людей, которые по той
или иной причине нежелательны, просто бросают в кусты. Таким образом
у них отбивают желание вернуться в эту общину или же препятствуют
их возвращению.
Человеческие существа могут рождаться вновь не только как человеческие
дети, но и как животные. По крайней мере, так считают во многих
обществах. Иногда встречается верование, что душа проходит ряд разных
животных форм, прежде чем прекратит свое существование. Однако верят
также, что по прохождении этого ряда или, возможно, единственной
животной жизни человек вновь рождается как человеческое существо.
Именно это верование скорее всего и было первоначальным. В анимистической
системе верований многие животные виды считаются имеющими души.
По мнению коренных обитателей Америки, животные позволяют людям
охотиться и убивать себя, поскольку это делается должным образом
и гуманно. Соблюдение охотником определенной процедуры гарантирует
перевоплощение духов животных и продолжение вида в следующем сезоне.
Из нескольких характерных особенностей, отличающих анимистические
представления о перевоплощении от соответствующих индуистских и
буддийских верований, самым важным является понятие кармы. Карма,
которая была названа "моральным законом причины и действия",
предполагает представление, согласно которому обстоятельства нынешней
жизни человека определены его поступками (хорошими и не очень хорошими)
в предыдущих жизнях. Что делает человек в этой жизни, сыграет известную
роль в определении его судьбы в будущих жизнях. Это представление,
неразрывно связанное для многих людей с их пониманием перевоплощения,
сложилось в ходе развития анимистических верований в известное индуистское
представление о перевоплощении. Понятие кармы отсутствует в анимистических
представлениях о перевоплощении.
Это весьма интересный момент, поскольку в научных исследованиях
перевоплощения, проведенных Яном Стевенсоном и другими учеными,
представление о карме не получило надлежащего подтверждения. Стевенсон
работал с детьми, которые утверждали, что они помнят прошлые жизни.
Во многих случаях Стевенсон не только рассматривал вербальные утверждения
детей, но и принимал во внимание многие из тех "признаков"
перевоплощения, которые признают племенные народы, - например, родимые
пятна и родовые дефекты, рассказы о снах и страхи, которые относятся
к травмам предыдущей жизни (таким, как смерть). Кроме того, антропологи
также сообщали о детях, которые утверждали, будто они помнят предыдущие
жизни, и эти случаи по своей форме чрезвычайно напоминают ситуации,
с которыми сталкивался Стевенсон. Таким образом, можно сказать,
что научное исследование подтверждает скорее анимистические представления,
нежели индуистские и буддийские.
|