Заповеди о любви к Богу и ближнему - главные заповеди, сформулированные в
Священных писаниях всех
мировых религий. Заповедь любви стала доминирующей - главной, первой и наибольшая заповедью в
религиозных кругах после проповеди И. Христа в 30-31 г. н.э. До этого заповедь упоминалась Моисеем
в ХIII веке до н.э. в Иудаизме,
также в Риг-веде,
XV век до н. э. Индуизм, Бхакти «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего
твоего, как самого себя» Левит 19.18 Христианство претендует (Мф. 22:37—40)
на особую для себя важность Заповедей любви и на первенство их
в проповеди. Важнейшие две заповеди христианства Важнейшие две заповеди Библии (христианства) — две заповеди,
произнесённые Иисусом Христом в ответ на вопрос о высшем законе
для человека. Являются, по словам Христа, основой для всего Божественного Закона
и предопределяют все остальные заповеди. Духом этих двух канонов проникнуто все Еванглие.
Похожие системы мировоззрения встречаются в других религиях и
философско-этических школах. Согласно Библии, приступив к Иисусу, законник-фарисей спросил Его: «Какая
первая из всех заповедей?», на что получил ответ от Христа:
| Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою
твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая
заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На
сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Мф. 22:37-40) |
|
Любовь к ГосподуПонятие о Великой Любви к Господу Богу — это первая
великая заповедь, встречается ещё в Ветхом Завете в Пятой Книге Моисеевой и в других местах:
| и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею
твоею и всеми силами твоими.
(Втор.6:5) |
|
Христианский святой Иоанн Кронштадтский толкует эту часть заповеди следующим образом: не живи частью только для Бога и закона Его и частью для мира, для плоти
многострастной, для греха и диавола, но всего себя посвяти Богу, будь весь
Божий, весь свят, во всей жизни твоей.
Любовь к ближнемуЛюбовь к ближнему (также известна как «Золотое правило») предписается ещё в Ветхом Завете в книге Левит
относительно единоплеменников — как ограничение возмездия за преступление (талиона): Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как
самого себя" (Левит 19:18)
и как заповедь дружелюбия к чужакам: Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец,
поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя;
ибо и вы были пришельцами в земле Египетской" (Левит 19:33-34)
Ещё за 500 лет до рождения Иисуса Христа «Золотое правило» отношения к людям
сформулировал Конфуций:
«Не делай человеку того, что не желаешь себе». Особый смысл и значение принимает эта заповедь с приходом Христа. Иисус
отвергает ветхозаветный принцип воздаяния «зуб за зуб», заменяя его абсолютной
любовью к человеку. Святой Иоанн Златоуст в своём толковании заповеди Христа о любви пишет: Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и
подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю,
но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну!
Святой Иоанн Кронштадтский предостерегает от узкого понимания слова «ближний», вспоминая
притчу о Самаритянине, в которой раскрывается этот момент. Притчей об израненном разбойниками человеке и милосердом самарянине,
принявшем в нем самое сердечное и деятельное участие, Господь показал, что
ближним должно считать всякого человека, кто бы он ни был, будь он хоть враг
наш, и особенно когда он нуждается в помощи.
Источник |