|
Подразделы |
|
|
Загадки прошлого и настоящего.
[97]
статьи, мифы, загадки древних цивилизаций, рассказы, "мысли вслух", теории, гипотезы и т.п.
|
Все о непознанном. Мистика.
[95]
теории, гипотезы, собственные взгляды на все, что связанно с непознанным, мистикой
|
Истории из жизни
[31]
|
Грядущее человечество...
[32]
|
|
|
|
|
Каталог статей |
|
Колдовство Николая Бессонова
"Над темой колдовства я работаю более пятнадцати лет. Как и всякий
исторический живописец, я по крохам собирал информацию об эпохе - ведь
не секрет, что мои предшественники XIX века порой весьма вольно
обращались с деталями. Мир моих полотен насыщен мелочами, которые
удалось найти в музейных собраниях или на старинных гравюрах. Одежда,
причёски, интерьеры, орудия пыток воссозданы с максимальной
достоверностью"
Николай
Бессонов
Искушение служанки. 1990 г.
Дьявол,предлагающий
драгоценности в обмен на душу. Коварный искуситель прельщает служанку
изяществом манер, золотом и украшениями. Зеркало выдаёт его истинное
обличье, но дьявол не настолько глуп, чтобы его отражение сразу попало на
глаза легковерной особе. Согласно легендам того времени, он поначалу завоюет
доверие и только потом заведёт речь о договоре. Горе той, которая поверит его
посулам: после скрепления договора золото дьявола превратится в щепки и
уголья, а обманутая жертва попадёт к нему в рабскую зависимость и должна
будет исполнять все его прихоти до конца своих дней. Инквизиторы объясняли
своё рвение не только желанием уничтожить колдовство - помимо этого они
говаривали, что действуют на благо самих ведьм. Если вовремя поймать
колдунью и сжечь её на костре, она сможет загладить свои грехи наказанием
тела, и душа её будет спасена. Викарный епископ Бинсфельд писал: "Те, кто
пытается защитить ведьм, это их злейшие враги, ввергающие их в вечный огонь
вместо преходящих мучений у столба”.
Ночной
полёт.
Поток прохладного ночного воздуха бьёт в лицо, хлопает на
ветру одежда, внизу мелькают поля, города, и тёмные провалы леса. Изредка
блеснёт в лунном свете серебристый извив реки. С огромной быстротой
проносится колдунья над дорогами и тропками, по которым пришлось бы
добираться на шабаш долгие дни и недели, если бы не помогала чудесная сила,
наполняющая тело пьянящей радостью полёта.
Легенда о
летающих по ночам женщинах, это самая уязвимая часть процессов о колдовстве.
Убери её - и домыслы инквизиторов о сборищах, на которых верховодит сам
Сатана рухнут как карточный домик. Сразу станет ясно, что невозможно тысячам
женщин незаметно для окружающих попасть на далёкий шабаш. Вот почему
инквизиторы ожесточённо отстаивали реальность ночных полётов. Их не
остановил даже "канон Епископи” - церковный закон, входящий в корпус
канонического права. В нём говорится, что есть безумные женщины,
рассказывающие сказки, будто они по ночам летают по воздуху. Каждый, кто
верит в реальность этих домыслов - еретик.
Казалось бы, сказано
недвусмыслено. Однако, инквизиторы нашли в себе смелость и смекалку, чтобы
обойти освящённый многовековой традицией канон. По словам духовных судей,
этот текст являлся несомненной истиной, но только для прежних времён, когда
секты ведьм не было и в помине. Ведьмы появились только в XIV веке - начиная
с этого времени инквизиция их и преследует. Таков был способ, благодаря
которому церковный закон, успокаивающий не в меру ретивые умы, был отставлен
в сторону. Дело было за малым. Оставалось выбить у тысяч женщин признания в
ночном полёте.
Ночной полёт. 1989
г. Итальянский инквизитор Паулюс Грилланди поделился в своей
книге личными воспоминаниями об удачном расследовании. В сентябре 1524 года
он находился в монастыре Сан Паоло де Урбе. Аббат попросил его съездить в
соседнее местечко, чтобы снять допрос с трёх крестьянок, сидящих там в
тюрьме. Узницы, как водится, всё отрицали, но Грилланди не спасовал
перед трудностями.
"Начал я с той, которая не выглядела
столь закоренелой в грехе и, в конце концов, убедил её во всём признаться...
Лукреция была уже поблизости от дома, когда летела в Беневенто, но тут
раздался звук "Аве Мария”, и демон бросил её в поле возле деревни, где она и
спряталась полунагая в зарослях кустарника.
Я доложил всё
аббату, но сам не имел возможности остаться и приложить свои старания; аббат
приказал своим помощникам свершить правосудие, и через несколько дней они
были сожжены.”
Ведьмина кухня. 1991
г.
Подготовка к полёту длится недолго. Ведьме надо лишь раздеться,
натереть тело и метлу волшебной мазью, а потом произнести заклинание. Её тут
же подхватит невидимая сила и вознесёт в небеса. Женщины, попавшие на
допрос, наговорили своим судьям множество подробностей. Слова
заклинаний украсили собою протоколы. Судьи конфисковывали в качестве
доказательств мётлы, вилы, палки, рогатины. Особо искали горшочки с мазью.
Жаль только, что мазь, попав в руки правосудия, теряла свою магическую силу,
а чёртовы порошки переставали быть ядовитыми. Подсудимые оправдывались,
что следствие овладело вовсе не ядом, а скажем, крахмальной мукой, но
трибуналы редко верили оправданиям. Иные "ведьмы” пробовали составить
себе алиби из того, что дымоход в их доме тесен даже для кошки. "Это
неважно,- возражали судьи. - Демон, этот дивный искусник с непостижимой
быстротой раздвигает кирпичи в каминной трубе в момент вылета, а потом
сдвигает их обратно”. Замужние женщины оправдывались тем, что всю ночь
провели в кровати с мужем. Мужья подтверждали, что так оно и было. Тогда
судьи объясняли им - непонятливым - что каждая ведьма может смазать ухо и
спину мужа волшебной мазью, и он будет спать до утра, обнимая подушку или
связку соломы. Под утро она снова ляжет в кровать и прижмётся к
супругу.
Шабаш. 1991 г. Число ведьм,
слетавшихся на шабаш, оценивалось старинными авторами в очень широком
диапазоне: от десятка женщин по одним оценкам, до совершенно фантастических
стотысячных толп по другим. Колдуньи проводили время в занятиях, которые по
замыслу тех, кто придумывал эти истории, зеркально отличались от нормальной
человеческой жизни. Всё там происходит навыворот. Так, на шабаше проводится
нечто, вроде богослужения, которое кощунственно пародирует церковную службу.
Алтарём при этом служит живот голой девушки. Почести, которые воздаются
Сатане, тоже необычны. Ведьмы поворачиваются к нему спиной и после этого
отвешивают поклоны (непонятно только, почему дьявол не воспринимает это как
издевательство над собой). Трапеза на шабаше проводится без соли и хлеба - и
то и другое ненавистно Сатане. Зато дьявол подстраивает появление
необычных гостей. На шабаше можно увидеть призраки тех ведьм, которых уже
сожгли на костре. Эти призраки выглядят весьма реально. Дьявол как бы
показывает собравшимся, что бояться им нечего, даже если их поймают. Он
вырвет их из рук правосудия, и они будут пребывать в добром здравии, даже
если весь город будет уверен, что они обращены в пепел.
Посвящение. 1989-1990 гг
Новая
ведьма. Ритуал с магическим кругом Малолетние ведьмы часто
встречаются на картинах и гравюрах, созданных в прежние века. Считалось, что
колдуньи-матери непременно втягивают в преступление своих детей. Основу для
таких взглядов создал "Молот ведьм”. Два инквизитора-доминиканца утверждали:
"Опыт показывает, что дочери ведьм известны усердным подражанием своим
матерям. Как можно иначе объяснить, что девочки от восьми до десяти лет
успешно вызывают бурю и градобитие? Ведь дети сами по себе этого узнать не
могут”.
Согласно поверьям того времени, обряд посвящения в
ведьмы кончается тем, что дьявол требует клятвы в верности. Он восседает на
высоком троне, отчасти чёрном, отчасти позолоченном и освещает всё вокруг
мерцанием свечи, горящей между его рогами. Хриплым и едва понятным голосом
он обещает много золота и серебра, говорит о том, что нет ни бессмертия
души, ни загробных мук. Тут настаёт время поцеловать ему ногу и поднести
дар: чёрную свечку, локон волос или мелкую монетку. Дьявол также требует
клятвы, что новая ведьма никогда не признает на суде свои деяния и
никого не выдаст. Потом он прикосновением когтя ставит на её теле
невидимое клеймо (из этого места при порезе не течёт кровь) и даёт ей
силу творить чудеса
Ведьмины пляски. 1995
г
Буйные пляски ведьм были созданы народной фантазией всё по
тому же известному принципу - на шабаше всё происходит наоборот. Если
порядочные женщины на крестьянских праздниках водят хоровод лицами внутрь, то
ведьмы, разумеется, повёрнуты друг к дружке спиной и пляшут под музыку
доносящуюся из лошадиных черепов, дубовых брёвен и тому подобных
невиданных инструментов.
Инквизиторы, конечно же, хотели подробнее узнать, что
твориться на шабаше. В те времена была очень популярна легенда о смелом
инквизиторе, который заставил подследственную ведьму взять его с собой на
чёртово сборище. Он сел поодаль и, дивясь, наблюдал за весёлой пирушкой и
странными обрядами. Дьявол, восседавший среди своих поклонниц, долго делал
вид, что не замечает служителя священного трибунала, а потом набросился на него и избил - да так сильно, что тот вскоре умер. Чтобы яснее
представить себе оргии шабаша, судья Пьер де Ланкр прямо в застенке
заставлял девушек голыми танцевать ведьмины пляски. Несчастные были
вынуждены подчиниться и после представления фанатик с чистым сердцем
отправлял их на костёр, пожурив напоследок за неприличие движений. Историк
Мишле недаром говорил: "...тот самый судья, что сжигал их, находился в то же
время под властью их чар”.
Ночной полёт. 1997 г. Хотя на
церковных проповедях о шабаше рассказывали страшные истории, далеко не все
прихожане готовы были этому поверить. Люди видели, что казням ведьм нет
конца, а значит - рассуждали они - в общении с нечистой силой есть что-то
невыразимо манящее. Если бы в награду за измену Богу доставались только
побои, фальшивые деньги и тухлая еда, ведьмы давно
бы перевелись!
Некоторые из подследственных укрепляли эту
версию своими вредными выдумками. Одна старуха заявила судьям, что с
шестнадцати лет летает на чёртовы сходки; там она испытала лучшие мгновения
своей жизни. На шабаше где играет чарующая музыка. Колдуны и колдуньи
кружатся в сладострастном танце. Поскольку женщин там подавляющее
большинство, дьявол учёл это и никого не оставил без партнёра. Колдуньи,
которым не хватило кавалеров, танцевали с демонами, принявшими образ
прекрасных юношей. После пира и танцев наступал праздник
любви...
Искушение. 1992
г
Очень романтичную картину оставила на память будущим
поколениям "колдунья”, казнённая в 1632 году. Женщина призналась на допросе,
что на шабаше ведьм сбываются самые несбыточные, самые сокровенные мечты…
Пусть те, у кого мало воображения мечтают о богатстве или красивых платьях -
героиня этой истории была птицей другого полёта. Она пожелала ни много ни
мало - предстать перед подругами в виде богини! Своей необычной мечтой
колдунья не замедлила поделиться с дьяволом... Только представьте себе,
как шарахнулись в испуге ведьмы, когда фантазёрка появилась перед ними
на шабаше с нимбом над головой. Тело её источало сияние: дьявол сделал
так, что оно светилось изнутри! Эффект был поразительным. Товарки,
скорее всего, не знали, стоять на месте, или разбегаться
в стороны.
Мнимая святая. 1994
г.
Опыт ведовских процессов включал в себя истории, возникшие
из-за банального любовного треугольника. Вот лишь один из множества мрачных
эпизодов. В 1390 году парижский суд разбирал дело Марион Десталэ. Девушка
обвинялась в том, будто задумала отомстить своему кавалеру и его новой
избраннице. Дабы расстроить свадьбу она бросила на пути новобрачных два венка
и помешала им в питьё снадобье, управляющее любовными устремлениями. Всем
этим премудростям её, вроде бы, научила старая ведьма, слывшая
мастерицей на всякого рода приворотные и отворотные зелья.
Приворотное зелье. 1996
г. Теперь не понять, совершались ли вообще какие-то волшебные
процедуры. Дело было возбуждено, когда молодые сразу после свадьбы захворали
и их подозрительность обратилась на отвергнутую Марион. Признание из обвиняемой вытягивали жестокими пытками. Марион была девушкой упорной,
но и её, наконец, сломили бесконечные мучения. Её пытали до полусмерти,
отхаживали и снова пытали. На четвёртом допросе она, еле живая от
перенесённых мук, сказала судьям всё, что от неё хотели услышать. Таким
образом, следствие пришло к закономерному финалу. Девица Марион
Десталэ, "обратившаяся за помощью” к дьявольским силам, была сожжена на
костре. Старуху, её сообщницу, постигла та же участь.
Испытание иглой. 1995
г Прежде, чем осудить колдунью, её надо выявить. Не может
быть, чтобы контакт с дьяволом не оставил на её теле никаких следов…
Примерно так рассуждали в странах Западной Европы триста-четыреста лет назад.
В Англии и Германии, в Нидерландах и во Франции прочно утвердился особый
способ поиска ведьм - "испытание иглой”. Известно, что крестьяне ставят
тавро на своей скотине. Почему бы и дьяволу не клеймить свои жертвы в знак
вассальной зависимости? Признаки "чёртовой метины” были известны
каждому. Место, по которому дьявол провёл своим когтем, становится не
чувствительным к боли, и при уколе не кровоточит. По этим признакам и
вели охоту на ведьм мастера иглы. Для доносчиков наступал настоящий
праздник, когда в их края приезжал специалист. С согласия властей этот
человек, которого в народе называли "ищейкой колдовства”, рассылал
глашатаев. "Спешите донести на скрытых ведьм, - кричали они на всех
перекрёстках. - Ваши жалобы не останутся без внимания. Знайте, что эти
женщины будут задержаны, и их испытает человек, для того назначенный”.
Арест за колдовство.
"Судье и
заседателям надо обратить внимание и на то, чтобы ведьма к ним не
прикасалась, в особенности до запястий рук. Для предохранения им, во
всяком случае, надлежит носить у себя на шее: соль, освящённую в
вербное воскресение и освящённые же травы, а также воск. Ведь ведьма способна
навести порчу не только прикосновением, но и дурным глазом и словом. Во
время допроса под пытками она особенно способна к околдованию, как это
видно из практики. Нам известны случаи, когда ведьмы, взглянув первыми
на судью и его заседателей, приводили их в такое состояние, что сердца
их теряли суровость, и они отпускали обвиняемых на свободу. О, если бы
ведьмы не обладали такой способностью! Итак, когда обвиняемую вводят в
камеру, нельзя позволить ей войти лицом вперёд. Её следует вводить
лицом назад, спиной к судьям. При допросе защищай себя крестным знамением
и нападай на неё мужественно”.
Судьи так и поступали.
Известно, что перед
допросом некоторые даже натирали руки мылом или воском. Ульрих Тенглер
советовал заставить арестованную перекреститься. По его мнению, это
прекрасно расстраивало злодейские козни. Со стороны инквизиторы выглядели
как чародеи, которые не нашли ничего лучше, чем на одно колдовство ответить
другим. Суеверные до мозга костей, они окропляли орудия пыток святой водой,
окуривали застенок виноградной лозой или ладаном, как это было на процессах
в Мосбурге и Фрейзинге, или дружно молились за успех допроса. Даже
обвиняемая должна была встать на колени рядом со своими мучителями и
вознести молитву во славу своей будущей пытки!
У схваченной "ведьмы” полагалось вырвать
признание в колдовстве.
Разумеется, её могли отправить на костёр и без
этого, но таков был заведённый порядок. Допрос под пыткой иногда длился
четверо суток подряд, и число таких допросов зависело только от выносливости
подследственной. Одна девушка из Нордлингена созналась только на 23
сеансе. Самой стойкой считается Мария Холль из того же города, которая
за пять месяцев вынесла 56 жесточайших допросов, не оговорив никого и
не признав свою вину.
У протестантского священника Мейфарта
однажды вырвалось восклицание, что он отдал бы тысячу талеров, лишь бы
изгнать из памяти зверства борцов с колдовством:
"О, дорогие братья во Христе, я
видел, как палачи и мучители приводили чудно созданное тело, на красоту
которого радуются сами ангелы, в такой позорный вид, что, вероятно, сами
черти завидовали людям, затмевающим адских духов в таком "благородном”
искусстве... Я видел, как палачи работали плетьми, как они секли розгами,
дробили кости тисками, навешивали гири, кололи иглами, перекручивали
верёвками, жгли серой, поливали маслом, палили факелами”.
Накануне казни к осуждённой приходил
духовник.
Он должен был принять последнюю исповедь. О том, какие при этом
следует произносить слова, были написано в особых трактатах. Наиболее
подробные наставления принадлежат перу Лапо да Бергамо и Пауля Лайманна.
"Смирись с наказанием, - должен был сказать священник. - Краткая и преходящая
боль избавит тебя от вечных мук. Радуйся, что тебя схватили и судили. Ты
избавишься, наконец, от демона и не погрязнешь окончательно в грехах. Будь
благодарна судье. Он делает для тебя больше, чем те, которые стремятся тебя
выгородить”.
Многие исповедники были крайне
жестоки.
При столкновении с ними рушилась последняя надежда узницы - найти
утешение у духовного отца. Вместо этого они наталкивались на глухие статуи,
не желающие слушать оправданий и измышляющие для несчастных всё новые
обидные прозвища. "То их называют упрямыми и закоснелыми, то мерзкими
шлюхами и дьявольскими рожами, то немыми жабами, исчадиями ада”. Один
священник заставлял осуждённых повторять на исповеди ложь, вырванную под
пытками. Если женщина говорила ему, что скажет правду, он уходил со словами:
"Тогда подыхай как собака - без исповеди и святого причастия”. Таким способом
бессердечный служитель Господа заставил покривить душой двести "ведьм”.
Западная Европа заплатила тяжкую дань
суевериям.
О точном числе казнённых за колдовство можно только гадать.
Оценки учёных колеблются в пределах от сотен тысяч до нескольких миллионов.
Это не удивительно. Если учесть, что ведьм жгли во многих европейских
странах с XIV по XVII век, если вспомнить, что костры раскладывали в
городах, сёлах, монастырях, дворянских имениях, то очень трудно свести все
данные воедино. Право сжигать ведьм имели не только инквизиционные
трибуналы, но и епископы. Многие вельможи присвоили себе право отправлять на
костёр. Даже мелкие дворяне в Германии самочинно жгли своих служанок и
крестьянок, попавших под подозрение.
Несомненно, страшнее всего суеверия
опустошали Германию. Немецкий историк Шерр определяет минимальное число
казнённых за колдовство в сто тысяч. Некоторые города пострадали очень
сильно. В одном только городе Бистуме за какие-то двадцать лет, начиная с
1615 года, сожгли 5000 женщин и девушек. Некоторые деревни в окрестностях
Трира начисто лишились женского населения, поскольку процессы, раз
начавшись, никак не могли остановиться.
Возьмём октябрь 1582 года.
Бесчисленные ведовские процессы поражают совмещением
несовместимого. Трудно вообразить казнь более мучительную, чем сожжение
заживо. Тем не менее, именно её приберегли для слабого пола. Парадокс эпохи
состоял в том, что самое жестокое наказание досталось
безвинным...
Колдовство считалось преступлением исключительным.
Авторы "Молота ведьм”, Шпренгер и Инститорис одну из глав своей книги так и
назвали:
"Ведьмы заслуживают наказаний, превышающих все
существующие”. 19 октября в Реуте сжигают 38 ведьм,
дюжина из которых принадлежала к богатым семьям.
24 октября в
Момпельгарде гибнут на костре 44 ведьмы и четверо колдунов.
28
октября в Тюркгейме были сожжены 36 ведьм.
Таковы масштабы.
Каждый городишко отличился многолюдной казнью, ведя счёт жертв на десятки -
и всё это с интервалом в несколько дней!
Источник |
Категория: Загадки прошлого и настоящего. | Добавил: Странница_грёз (2010-08-27)
|
Просмотров: 2386
| Рейтинг: 5.0/1
|
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
|
|
|