"Он был до того
невезучим, что, усевшись однажды на стог сена,
ухитрился наткнуться на иголку". Луис
Ортега Перейра На
одном из блогов в Интернете случайно наткнулась на исповедь молодой
женщины, которая считает себя неудачницей. Ей не везет в личной жизни:
второй раз замужем, муж относится к ней с прохладцей, не ценит ее,
материальное положение семьи оставляет желать лучшего. "Сегодня пошли с
мужем и дочкой в магазин, муж из кошелька достал последние 50 рублей
на яблоки, дочка плачет: "Папа, мама хочу конфетку!", - пишет она с
горечью. С работой тоже не везет. Закончила на отлично курсы
секретарей, а устроиться по специальности не может. Ростом не вышла и
считает себя гадким утенком. Поэтому и муж засматривается на высоких и
красивых. Анализируя причины своих неудач, отчаявшаяся жертва
обстоятельств приходит к выводу, что все закладывается с детства.
Выросла не в той семье (родители - простые работяги, с заниженной
самооценкой), жила все время в коммуналке в центре Москвы, которую,
кстати, до сих пор не расселили. Ну и внешние данные подкачали… Остается
добавить, что выросла, очевидно, среди людей, которые тоже относили
себя к категории неудачников. Это как в пословице: "С кем поведешься,
того и наберешься". Недаром одна из посетительниц того же блога
оставила достаточно жесткий комментарий: "Предпочитаю с такими дел не
иметь, - за собой потянут". Итак, кто же такой неудачник? Человек,
которому патологически не везет. Его жизнь полна неприятностей. От
него всегда прячется успех. Кстати, специально проведенные в
области психологии исследования подтверждают, что действительно
существует категория людей, чья жизнь - сплошная черная полоса. Их мозг
настроен на грустные, негативные эмоции и события, в отличие от
счастливчиков, чей мозг активно реагирует на позитивные моменты жизни. Закладывается эта программа, согласно которой потом и выстраивает
свою жизнь человек, на самом деле с раннего детства. И очень зависит от
окружения, где ему суждено вырасти, и от того, как его воспитывают.
Если маленькому ребенку постоянно твердить: не прыгай, упадешь,
разобьешь коленки, будет больно, не бегай за дом, там живет мышка, она
тебя укусит! То он, в конце концов, придет к выводу, что жизнь полна
неприятностей и враждебна по отношению к нему. Недаром в Японии детям до
6 лет можно делать все, что не представляет угрозы для их жизни. Они
не знают запретов и такого неприятного для малыша слова "нет". Но
ребенок растет, и свою лепту в формирование жизненного сценария
"несчастливчика" добавляют школьные педагоги. Давление, нажим с
целью добиться своего - такая авторитарная стратегия приводит к тому,
что у ребенка не накапливается опыт побед, успешного отстаивания своего
мнения, у него формируется психология неудачника. Эту программу он
будет подсознательно реализовывать во взрослой самостоятельной жизни.
Потерял работу, не создал или, наоборот, развалил семью. "А что вы
хотите, я же неудачник", - оправдывается он перед собой и окружающими. Как часто мы, взрослые, забываем, что если ребенка критикуют, он
учится обвинять. Если он видит агрессию, - учится драться. Если его
высмеивают, - быть робким. А вот если хвалят, - ценить других. Если
поддерживают, - учится уверенности. Ведь дети, как губка,
впитывают в себя модель нашего поведения, улавливают специфику нашего
мышления и начинают со временем все повторять за нами. Представляете,
как сложится жизнь маленькой дочери "несчастливицы" из блога, строки
исповеди которой приводятся в начале статьи, если заканчивает она ее
такими словами: "А вообще мне приходится очень и очень тяжело в этой
жизни. И дочка нахваталась в садике выражений и теперь, если мне кто-то
что-то где-то скажет плохое, она меня защищает. И надеюсь, она за меня
отомстит этому жестокому миру". Конечно, это крик души
погрязшего в неприятных, тяжелых жизненных ситуациях человека. И
все-таки, неужели мы только для того растим наших детей, чтобы
научить их ненавидеть, мстить, быть по жизни неудачниками и изгоями,
если у нас у самих что-то в жизни не сложилось? Мне кажется,
наши дети достойны лучшей доли. И мы должны формировать их отношение к
жизни на положительных примерах, если хотим видеть наших малышей
счастливыми и востребованными во взрослой жизни. Ведь благополучные
люди отличаются от невезучих лишь направленностью мыслей на позитив, на
открытое отношение к миру, людям. А для того, чтобы у ребенка не
было проблем во взаимоотношениях с сверстниками, да и с взрослыми
тоже, очень важно воспитать в нем способность искренне интересоваться
другими. Наш мир глобален. И с каждым годом наша взаимозависимость и
взаимодополняемость раскрывается все больше. Нельзя стать по-настоящему
счастливым в современном мире, не принимая этого в расчет. 26.03.2010 Светлана Хренова
Источник |