"Школьная фобия"
Существует
термин "школьная фобия", что
подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед
посещением
школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе
ухода из
дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому
же часто
болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.
Иногда родители
боятся
школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют
проблемы начала
обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по
поводу
каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство
неуверенности в
своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по
любому
поводу.
При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой
ценой,
забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть,
побегать,
"разрядиться", и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими
их хотят
видеть взрослые.
Обычно не испытывают
страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые,
активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с
трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.
Другое дело, если речь
идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем
притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта
общения со
сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и
недостаточно уверены в себе. В этом случае они боятся не оправдать
ожиданий
родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном
коллективе и
отраженный от родителей страх перед учительницей.
Некоторые дети
панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или
отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву,
каждое
слово. И при этом очень драматично ко всему относится: "Ах, ты сделал
ошибку!
Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!" и
т. д. Она
не бьет ребенка, только пугает. Но наказание все равно присутствует. Это
и есть
психологическое битье. Самое настоящее.
И что же получается?
До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет
насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется,
чтобы
ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих
от него
причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и
этот страх
переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные
моменты:
когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно
отвечать с
места.
В ряде случаев страх
перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью
проявлений физической агрессии с их стороны. Это характерно для
эмоционально
чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для
тех из
них, кто перешел в другую школу, где уже произошло "распределение сил"
внутри
класса.
Мальчик 10 лет
постоянно пропускал школу из-за слегка повышенной без видимых
причин температуры. Врачи безуспешно искали источник его заболевания, в
то время
как оно было вызвано эмоциональным стрессом после перевода в другую
школу, где
над ним систематически издевались ребята, уже давно поделившие сферы
влияния в
классе. Педагог же никаких решительных мер не предпринимал, отделываясь
укоризненными замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят.
Тогда мальчик сам
принял решение - больше не ходить в школу, благо
температура от волнения и ожидания поднималась каждый день. В итоге он
стал
исправно "болеть", учительница приходила к нему домой, проверяла уроки и
выставляла оценки за четверть. Так он "победил" в этой борьбе. Но какой
ценой? У
него развились пассивность, тревожность и прекратились контакты со
сверстниками.
Неудивительно, что он непроизвольно оказывал сопротивление любым
попыткам
улучшить его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной
поддержки
со стороны учителя усугубило его беззащитность и способствовало развитию
неблагоприятных черт характера.
Помимо "школьных"
страхов для детей этого возраста типичен страх стихии -
природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не
случаен,
ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так
называемое
магическое мышление - склонность верить в "роковое" стечение
обстоятельств,
"таинственные" явления, предсказания и суеверия.
В этом возрасте
переходят на другую
сторону улицы, увидев черную кошку, верят в "чет и нечет", тринадцатое
число,
"счастливые билеты". Это возраст, когда одни дети просто обожают истории
о
вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей
популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов "Вий" и
"Фантомас". В
последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А
боязнь
покойников и призраков была всегда. Вера в существование "темных" сил -
наследие
средневековья с его культом демономании (на Руси - вера в чертей, леших,
водяных
и оборотней).
Все перечисленные
страхи отражают своего рода магическую направленность, веру
в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера
уже и
сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную
черту
младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в
кошмарных сновидениях детей данного возраста: "Иду, иду по улице и
натыкаюсь на
какого-то старика, а он оказывается колдуном" (мальчик 7 лет), "Я иду с
ребятами, а нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит
за
нами" (девочка 8 лет).
Типичными страхами у
младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой
Дамы. Черная Рука - это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем
нетрудно
увидеть наследие Кощея Бессмертного, точнее - всего того, что осталось
от него,
как, впрочем, и Скелета, которого также часто боятся в младшем школьном
возрасте.
Напоминает о себе и
Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама - такая же
бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские
чары,
заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и
безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет
все, так
или иначе связанное с фатальным исходом событий, их предрешенностью,
роком,
судьбой, предзнаменованиями, предсказаниями, то есть с магическим
репертуаром.
В младшем школьном
возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти,
исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их
жизни. Вот
какую сказку сочинила девочка 10 лет:
"Жили три брата. Они были
бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет
Пиковой
Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама.
Пошла
она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же
со вторым
и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под
подбородком. "Может быть, пойдем к врачу?", - сказал старший брат. Но
младший
брат предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были
черные и в
крови. Снова легли спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром
братья
решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в
поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и
заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил
ее!".
В страхе детей перед
Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом
воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и
идущими из
более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого
пространства.
Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и
впечатлительных детей, привязанных к родителям.
И, наконец,
Пиковая Дама
- это коварная обольстительница, способная разрушить семью. В таком виде
она
предстает перед нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и
принципиальная мать
долгое время держала в узде отца, человека доброго, отзывчивого, бывшего
чем-то
вроде матери для мальчика. Сама же она, наоборот, играла роль
деспотичного отца,
не принимавшего мальчишескую линию поведения.
В 7 лет он оказался
свидетелем ночного выяснения отношений между родителями.
Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем мальчик оказался впервые в
пионерском
лагере, где был напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму.
От
страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не засыпал
один,
открывал дверь и включал свет - боялся ее появления и того, что она с
ним
сделает. Подсознательно он уподоблял ее женщине, забравшей любимого
отца,
встречаться с которым не мог в силу запрета матери.
Страх перед Пиковой
Дамой как раз и характерен для детей, имеющих строгих,
постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что, по существу, означает
страх
отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери
одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах,
никогда не
играют с детьми и не подпускают их к себе.
Итак, для младших
школьников характерно сочетание социально и инстинктивно
опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым
нормам
и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства
ответственности,
магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости. Развитие застенчивости
Итак, во всех трех случаях речь идет о
развитии застенчивости. Страдают ею, прежде всего, эмоционально чувствительные,
впечатлительные, все близко принимающие к сердцу подростки, с повышенным
чувством долга, обязанности, справедливости, не умеющие хитрить и обманывать,
как и вести себя гибко и естественно, сообразно обстоятельствам.
На появление застенчивости влияют многие факторы, но главным образом -
семейные. Есть и генетическое, отнюдь не фатальное, влияние; интравертированный,
обращенный внутрь себя характер реагирования; неадекватно повышенный и явно
внушенный уровень социального контроля; чрезмерная опека с психологическим
заражением беспокойством от в чем-то суеверных, тревожно-мнительных и
недоверчиво-настороженно-нетерпимых взрослых; отсутствие стабилизирующего
влияния отца, на которого походят сыновья и дочери, не любимые именно из-за
этого матерями. Депрессивное мироощущение, отсутствие уверенности в себе,
тревога и опасения, боязнь не соответствовать социальным стандартам поведения и
составляют внутреннюю канву застенчивости как отражения тревожно-мнительного
настроя или соответствующих черт характера.
Предупредить застенчивость нелегко, но все же можно, если:
1) лишний раз не демонстрировать склонность родителей к беспокойству и
сомнениям;
2) не навязывать детям такие правила и обязательства,
выполнить которые они не в состоянии;
3) не читать постоянно мораль о должном поведении и не стыдить по любому
поводу;
4) стараться чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного
поведения;
5) не создавать проблемы там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, не
драматизировать уже имеющиеся затруднения в общении;
6) не быть чрезмерно принципиальными, максималистски и бескомпромиссно
настроенными, равно как и нетерпимыми, непримиримыми в суждениях и оценках;
7) быть способными к переменам, не замыкаться в себе и стремиться к
разнообразию контактов с окружающими людьми.
Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием ранее предшествующих
страхов и тревог. Поэтому, чем раньше начата работа по преодолению и
предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом
возрасте, где существует реальная опасность формирования тревожно-мнительных,
тормозимых черт характера.
Если психологическая (родительская) и психотерапевтическая (профессиональная)
помощь будет оказана в дошкольном или младшем школьном возрасте, можно еще
рассчитывать на более или менее ощутимый эффект предупреждения развития
психастенических черт характера.
Вскоре после того как были написаны эти строки, к нам пришел высокий,
подтянутый мальчик 14 лет, который сказал, что прежние страхи его не беспокоят и
он не боится больше опоздать в школу, как это было в 8-10 лет. Тогда у него было
на этой почве "легкое помешательство" в виде навязчивых страхов и он посещал
игровые занятия, где вместе со сверстниками и родителями проигрывал все свои
страхи и опасения.
Поблагодарив нас, он добавил, что так ни разу и не опоздал в школу за все эти
годы, то есть чувство ответственности от него никуда не ушло, но он перестал
мучительно думать о возможных последствиях опоздания, как дне страшного суда.
Уже этим он стал более уверенным в себе, как и более общительным в результате
улучшения контактности, умения принимать и играть роли, развития способности к
диалогу и адекватной психологической защите.
Вспомнили мы и как проходила одна игра по предложенной им теме. Тогда, по
собственному желанию, он исполнял главную роль - мальчика, боящегося опоздать в
школу, на роль придирчивой уборщицы им была назначена мать. Врач удостоился
чести быть гардеробщиком, а одна из девочек была строгой и очень уж
требовательной учительницей. Остальные дети и взрослые исполняли роли по ходу
действия. Некоторые из них специально нагнетали состояние тревожного ожидания и
драматизировали происходящие события репликами типа: "Смотрите, он опаздывает",
"А времени все меньше", "Очень плохо", "Это никуда не годится" и т. д.
По рассказу, Дима (так звали этого мальчика) никак не может проснуться утром,
будильника не слышит, начинается спешка, суматоха, его тянут в разные стороны, и
он должен все успеть: проверить портфель и расписание уроков, почистить зубы,
сходить в туалет, поесть, сказать всем спасибо и мчаться вместе с сопровождающей
мамой на остановку автобуса.
А там уже толпа, возбуждение, беспокойство, автобуса долго нет, и придет ли
он вообще - никому неизвестно. В воздухе витают разные слухи о поломке,
забастовке, перенесении остановки, отмене транспорта как и о конце света.
Рассказывают, какие неприятности произошли из-за опозданий, кого-то уже уволили,
кому-то объявили строгий выговор, а кто-то сам готовится подать заявление, а о
школе нечего и говорить.
Между тем "часы" методично отмечают: "Осталось 15 минут до начала занятий в
школе, 14 минут..." Наконец показывается "автобус", образованный из взявшихся за
руки взрослых. Все готовятся к посадке, но он проносится на большой скорости
мимо, громогласно объявляя: "В парк! В парк!". Снова появляется автобус, но
сесть в него непросто, дверцу (двое стоящих близко взрослых) заедает, она
скрипит, возникает давка.
С трудом, плотно набившись, все размещаются, и автобус двигается. На пути
много ухабов, и автобус, будучи "резиновым", то сжимается, то разжимается,
преодолевая узкие места (двери, коридоры игровых помещений). Несмотря на тряску
и давку, все нужно выдержать, чтобы доехать до места назначения, а тут еще
оказывается, что, переволновавшись, Дима сел не в тот автобус.
Пытаясь выяснить, куда же едет, получает противоречивые, взаимоисключающие
ответы или не получает их вообще. Хочет сойти на ближайшей остановке, но тут как
назло попадается контролер, который настойчиво выясняет, кто он такой, кто его
родители, слушается ли он их и часто ли ездит в противоположную сторону.
Далее Дима едет уже в своем автобусе, на пути которого постоянно встречаются
разные препятствия: ремонт дороги, долго не открывающийся шлагбаум, частые
светофоры и т. д. Времени же остается все меньше и меньше, что подчеркивают
"часы", заявляя: "Осталось 5 минут, 4 минуты, 3 минуты, совсем немного, скоро
времени не останется совсем".
Выйдя с трудом из автобуса, у которого заклинило дверь, наш герой бежит в
школу, а один из участников игры повторяет: "Хорошие мальчики не опаздывают в
школу, они приходят в нее всегда вовремя". Вот и школа. Но не тут-то было. Его
встречает всем недовольная уборщица, которой не нравятся внешний вид, пятна на
одежде, не совсем чистая, не блестящая обувь и многое другое.
Она начинает с вдохновением читать мораль, в то время как вот-вот должен
прозвенеть звонок, а тут еще гардеробщик стыдит за оторванную в автобусе
пуговицу и дает настоятельные советы по лучшему уходу за одеждой. Мать мальчика
буквально восприняла свою роль уборщицы и продолжала читать мораль даже тогда,
когда прозвенел звонок.
Едва освободившись, Дима пытается вбежать в класс, но его останавливает
дотошный дежурный, проверяющий чистоту ногтей, количество учебников и тетрадей и
заодно готовность к уроку. Преодолев и это препятствие, Дима оказывается в
классе, где только что начался урок. Он опоздал, но учительница спокойно
говорит, чтобы он садился и занимался вместе со всеми.
Потрясенный Дима даже не успевает выразить свою признательность за столь
радушный прием, как получает задание, и урок продолжается как обычно.
Мы видим - в проигрывании его страхов сгущены краски, драматизированы до
абсурда опасения, то есть все, чего он опасается и боится, здесь выведено
наружу, представлено так, как если бы это произошло, случилось. Уже нет
тревожного ожидания "роковых", каких-то необычных, а в сущности внушенных,
последствий опоздания. Исчезают и непереносимость страха, и общая напряженность
как существенные звенья его болезненного состояния. Опоздание становится
опозданием, а не возмездием за него; ответственность - правилом поведения, а не
дамокловым мечом; страх - страхом, а не концом света или всемирным потопом. Все
встает на свои реальные места.
Подобные игры можно проводить и дома с не меньшим эффектом. Условие для этого
- поменяться ролями: родителям на время стать учениками, олухами, паиньками,
боязливыми или бесстрашными, а детям дать себя попробовать в роли родителей,
учителей, сверстников. Полезно на себя посмотреть со стороны, да и юмор не
мешает, уже не говоря о жизнерадостной атмосфере игры, эмоциональной разрядке
накопившегося нервного напряжения и взаимного недовольства.
Главная задача игрового сотрудничества детей и родителей состоит в поиске
оптимальных, пусть вначале и просто альтернативных, путей решения конфликтных
ситуаций, вызывающих страх. Захаров А. И. "Дневные
и ночные страхи у детей". |