Предшествующие случаи страхов в подростковом возрасте говорят об
отсутствии надлежащей помощи в более раннем - младшем школьном и особенно
дошкольном возрасте, когда страхи наиболее успешно подвергаются психологическому
воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и
во многом носят возрастной, преходящий характер. Во всех случаях успешность
устранения страхов зависит от знания их причин и особенностей психического
развития.
Так, страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками,
отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка или в результате испуга.
Соответственно в первом случае речь идет о внушенных, во втором - о личностно
обусловленных и в третьем - о ситуативно возникших страхах. Нередко все эти
механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно
мотивированную структуру.
Страхи, возникающие в результате
психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на
ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений
родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием
помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют
комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не
столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный
пример родителей, самокритичное признание своих недостатков и их преодоление,
перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и
непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и
чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения
страхов.
Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится,
такой беззащитный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей,
несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность
противостоять внутренним и внешним угрозам.
Существуют две взаимоисключающие точки зрения в отношении возникших страхов.
По одной из них, страхи - это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную
систему ребенка, предохранять его от всех опасностей и трудностей жизни.
Подобной точки зрения нередко придерживаются некоторые врачи-невропатологи и
педагоги, советующие лечебно-охранительный режим вместе с исключением чтения
сказок, просмотра мультфильмов и остальных телепередач, посещения новых мест.
Такие советы родители охотно воспринимают как необходимость ограничения
самостоятельности, усиления опеки и начинают беспокоиться с удвоенной энергией.
Получается, что ребенок еще больше изолируется от окружающего мира, контактов со
сверстниками и оказывается в замкнутой семейной среде, где продолжение общения с
тревожно-мнительными взрослыми только усиливает его подверженность страхам,
опасениям и сомнениям.
Противоположный взгляд состоит в игнорировании страхов как проявлений
слабости, безволия или непослушания. Страхи не замечают, ребенку не сочувствуют,
над ним иронизируют, смеются, а то и наказывают за проявления трусости и
малодушия. При такой бездушной или репрессивной тактике родителей, дети боятся
признаться не только в своих опасениях и страхах, но и в переживаниях вообще.
Тогда со страхами, как интимными переживаниями, выплескиваются и доверие,
искренность, открытость детей в отношениях с родителями. Жестокость и
бесчувствие, культивируемые в таких семьях, деформируют характер детей, "не
страдающих" в подростковом, юношеском и взрослом возрасте от избытка
человеческих чувств и переживаний.
Страх, следовательно, можно устранить и крайними мерами. Но система
тотальных предохранений и необоснованных наказаний, искусственная изоляция
ребенка рухнут, как карточный домик, при столкновении с жизнью в более старшем
возрасте, а закрытость чувств и двойственность в характере придется по душе
далеко не всем в дальнейшем.
Наиболее адекватный вариант - отношение к страхам без лишнего беспокойства и
фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо и
проявляется временами, то лучше отвлечь ребенка, занять интересной
деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти
на прогулку, покататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие
страхи рассеиваются, как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь
и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.
Следовательно, чем больше интересов у детей, тем меньше страхов, и, наоборот,
чем больше ограничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих
ощущениях, представлениях и страхах.
В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный
голос. Звучащая в них тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми
впечатлениями. С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов,
теряющих чисто эмоциональный оттенок и наивный детский характер. Если упоминание
о Бармалее способно вызвать дрожь у 3-4-летних детей, то подросток откровенно
рассмеется.
Однако тот же подросток может бояться смерти родителей и
войны, что аналогично страху смерти, скрывающемуся у малышей в образе Бармалея.
Природа не терпит пустоты, и страхи как форма познания и отражения
действительности наполняют каждый раз жизненное пространство ребенка, заставляя
его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей.
Таким образом, страхи детей требуют каждый раз пристального внимания и
серьезного изучения со стороны взрослых. Тогда можно своевременно предпринять
ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного разрастания страхов, перехода
в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие
активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и раскрытию
новых возможностей.
Чтобы не превращать борьбу со страхами в противоборство с ветряными
мельницами, нужно и самим родителям самокритично задать себе вопрос: "Какие
страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас?". Общие страхи должны
устраняться общими усилиями, то есть совместными действиями, мероприятиями, той
же игрой, преодолевающей страх.
Требуют пересмотра и многие черты характера родителей боящихся детей.
Изменить его непросто, тем не менее, это необходимо сделать как можно раньше.
Начать лучше с изменения отношения к ребенку: дать ему больше свободы, приучить
решать самому собственные проблемы. Мешают этому негибкость, нередко
предвзятость в восприятии детей, а также непроизвольный перенос на них
родительских тревог, страхов и проблем.
Так, страх одиночества у матери вместе с общей тревожностью ведет к
болезненной привязанности ребенка и устранению на его пути всех препятствий и
трудностей, которые как раз и нужно преодолеть, чтобы стать способным к
самостоятельной жизни. Мнительность родителей проявляется в стремлении постоянно
проверять и перепроверять ребенка, педантичном предопределении его образа жизни.
Всем этим непроизвольно культивируются страхи детей, так как родители излишне
беспокоятся о самом факте наличия страхов, как бы застревают на них, вместо того
чтобы понять источники и предпринять реальные шаги для их устранения. Тогда
страхи при отсутствии реальных перемен у родителей могут вернуться
снова.
Иногда страхи трудноустранимы только потому, что предпринимаются
попытки воздействия на их внешнюю сторону, без учета характера, смысла и
значения. Более эффективным будет воздействие на причину страха, порождающие его
условия и обстоятельства.
Так, вместо того чтобы бороться с воображаемым страхом перед Волком или
Кощеем, нужно проанализировать возможные причины этих страхов, нередко
находящиеся в сфере семейных отношений, в частности в конфликтном поведении
отца, раздраженного и грозящего наказанием. Также и устойчивый страх Бабы Яги
может говорить о том, что матери необходимо пересмотреть свои отношения с
ребенком, сделать их более теплыми, непосредственными и откровенными.
Первое, что нужно осуществить, - возвратить ребенку детство, из которого он
ушел раньше времени. Достигается это совместной деятельностью, прогулками,
разнообразными, эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями,
кукольными представлениями, где много веселья и музыки, посещениями парков и
аттракционов, а также систематическим чтением сказок (но не перед сном),
рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными
мероприятиями.
Необходимо участие во всем этом взрослых, которые сами как бы попадают в свое
детство, становятся более непосредственными в общении с детьми. Любая возня с
родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, дружелюбная ирония, шутки, как
и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны
создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с
которыми не может справиться ребенок.
Само собой разумеется, что нужно учить детей сдерживаться, но если делать это
слишком рано, быть чрезмерно серьезными и требовательными, можно только
закрепить отрицательные эмоции ребенка, сгустить их до степени страха или гнева
и нередко достичь противоположных результатов.
Решиться помочь детям полностью избавиться от страха - это значит принять
активное участие в их жизни. Но активность не означает, что можно всегда
вмешиваться в личную жизнь детей, грубо пытаться тренировать их волю, заставляя
без всякой подготовки пробегать многокилометровую дистанцию с препятствиями в
виде страхов. Подобные попытки обрекают на еще более острое ощущение своей
беспомощности и неспособности оправдать ожидания взрослых. Поэтому к боящемуся
ребенку нужен особый психологический подход, основанный на понимании его чувств
и желаний, укреплении "я" и перестройке при необходимости характера и отношений
с людьми.
Для лучшего воздействия на страхи, нужно, прежде всего, установить контакт с
детьми, подразумевающий доверительное отношение как условие развития творческих
возможностей и веры в себя.
Отправная точка любого психотерапевтического воздействия - это принятие
чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть, что позволяет
индивидуализировать воздействие на ребенка и сделать его более
результативным.
Если же пытаться вместо устранения страхов "выяснять отношения" с ребенком
или считать его безнадежно упрямым и не способным к переменам, то вряд ли он
сможет проявить активность и преодолеть страх. Мы не случайно придаем такое
большое значение взаимоотношениям родителей и детей, раз они сказываются самым
существенным образом на процессе устранения страхов.
Затрудняют прохождение страхов непримиримость к ним взрослых, категоричность
принимаемых по поводу страхов решений, а также недоверие к способности детей
избавиться от страха, как и возведение в абсолют любых ошибок на этом пути, в
чем проявляются особенности характера взрослых членов семьи, и сами по себе
осложняющие отношения с детьми.
Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению
страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. В
немалой степени это зависит и от способности самих детей перестраивать отношения
и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается
из-за быстрой утомляемости ребенка, нервно-психических и частых заболеваний.
Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет
неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в
семье. В этом случае необходима предварительная помощь самим родителям и нередко
всей семье в целом. Только после этого имеет смысл проведение разработанных нами
и успешно зарекомендовавших себя на практике психотерапевтических методик
преодоления страхов детьми. Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". |