|
|
Каталог статей |
|
"Маски детей" в дисфункциональных семьях.
Дисфункциональные семьи – это семьи, в которых что-то
нарушается, и они постепенно становятся полной противоположностью
счастливым семьям, в которых члены семьи имеют между собой теплые,
наполненные любовью отношения. Можно сравнить дисфункциональную семью с самолетом, сбившимся с курса.
Каким бы малым не было отклонение самолета от правильного курса, оно
неизбежно приведет его, если не будет исправлено, в совершенно другой
пункт прибытия. Точно также и семья.
В начале совместного пути супруги мечтают, что пунктом их прибытия будет
счастливая семья, где все члены любят друг друга и дорожат друг другом.
Но маленькие недоазумения, незаметно вкрадываясь, имеют способность
оттеснить семью с взятого ими курса и, в конечном итоге, супруги могут
найти себя в совершенно другом пункте прибытия – в семье, где царит
недоверие, критика, непонимание и вражда.
Роли детей в дисфункциональных семьях, «маски» детей.
1. «Ребенок- герой». Как правило, старший ребенок.
Мама занята всем , чем угодно, кроме детей и ребенок решает «Буду
помогать маме. Тогда она скажет «ты молодец»!». И ребенок становится
хорошим во всем, у него много достижений, он - "маленький взрослый". Но он постоянно чувствует этот груз: «Только так ты может заслужить
любовь (отличными оценками, достижениями и т.д.)», поэтому сильный страх
оценки, страх потерять контроль над ситуацией. У ребенка проявляется перфекционизм, сверх-ответственность, он
трудоголик. Уверен, что люди любят его за его достижения, совершенно не
умеет радоваться и отдыхать. Обычно создает семью в паре с безотвественным.
Рекомендации по отношению к ребенку: Любить его просто так, замечать его отдельно от его достижений.
Спрашивать о чувствах и мыслях «про себя самого», не «для других».
2. Ребенок- «козел отпущения»
Этот ребенок для того, чтобы перенести фокус внимания на себя, готов
даже принять негатив. Например. получает «двойку», мама злится,
ругается, но тем не менее – его видят, его замечают! Этот ребенок враждебный, резкий, неприятный, трудно идет на контакт. Он
на всех смотрит «сверху-вниз», его доверие трудно заслужить. Внутри у него – боль, вина, злость, отвержение. Впереди, как правило,
такого ребенка ждет – химическая зависимость, тюрьма и т.д. Но если ему
вовремя оказать психологическую помощь, то он может стать хорошим
психологом-консультантом.
С общении с таким ребенком нельзя: указывать пальцем «Хулиган!»Он только этого и ждет.
Рекомендации по общению: давать обратную связь о том, что его поведение неуместно (например.
«разбивать стекло в окне – это не способ разрешить конфликт»). Отделять его самого от его поведения. Поощрять, если возьмет
ответственность за что-то. Выставлять ему четкие границы «что можно, что
нельзя». Держать себя с ним последовательно, т.е. . например, если
установили правила, то придерживаться их.
3. Ребенок-«шут»
Ребенок демонстрирует веселье, юмор. Он обоятелен, чтобы мама обратила на него внимание.
У него есть двойственность: Ему трудно быть серьезным, ответственным. Как правило, он гиперактивен. Открыл рот – и понеслось… Но глаза грусные – т..е внутри страх, тревога, вина за семья, запрет на выражение негативных чувств.
Что ждет впереди – с 40 годам так и будет весельчаком и
безответственным. В перспективе – химическая зависимость (т.к. такая
двуликость дается тяжело), самоубийство. Если оказать вовремя психологическую помощь, то может стать очень
интересным человеком. Нужно научить его выражать разные чувства – в том
числе и негативные.
Нельзя: Обрывать, приказывать ему: «Не смейся» (это его единственный
способ приспособится к ситуации), нельзя поддаваться его провокациям и
смеяться вместе с ним
Рекомендации по общению: показать ему его противоречие: «смеешься, а глаза грустные», «Расскажи,
а что смешного в этой шутке?». Стараться удерживать зрительный контакт,
но не перегружать его этим. Говорить с ним на серьезные темы.
4. «Потерянный ребенок». Самая страшная маска.
Этот ребенок вообще отказывается получать внимание, его никто не замечает и его это устраивает. Этот ребенок удобен для семьи – он погружен в книжки, куклы, нет друзей.
От него нет хлопот. Он уходит в интернет-зависимость, в свои мечты, его
нет в этом мире. Для него одиночество – это норма. Острое ощущение своей ненужности.
Крайне застенчивый и всего боится. Очень легко вспугнуть контакт с ним.
Они вообще ужасно незаметные везде (в семье, в классе и т.д.).
В будущем – без помощи потеряется в жизни окончательно, часто умирают,
т.е. у них нет понимания, ради чего жить. Часто – суицид. В партнеры
обычно выбирают «козла отпущения». Если вовремя оказать помощь, то – это очень талантливые, творческие люди, с богатым внутренним миром. Нельзя: давить на ребенка.
Рекомендации по общению: замечать его, интересоваться его внутренним миром.
У дисфунктика , как правило, одно видение и в нем он мстит миру,
родителям, да вообще - всем, мстит за пережитые боль, унижении, ярость,
злость, отчаяние, и мстит всем чем может, в первую очередь собой.
Скажем, неудачная, низкооплачиваемая работа – ты финансово «висишь» на
шее у родителей, им это приносит только огорчения и неудобства, это
месть. Или же, ты заболел, желательно серьезно, родителям приходится за
тобой ухаживать, тратить свое время и деньги на тебя – это опять же
месть. Это иррациональные вещи, которые разумом не объяснить, тогда ты
болеешь и губишь себя самого ради мести. И должно случиться что-то
серьезное, после чего его видение мира перевернет. Это может быть (в
разные вариантах, для разных людей – по разному): трагический случай,
смерть близкого человека, приход к вере, достижение своего «дна». Что-то
после чего человек отчетливо поймет, что своим поведением он прежде
всего губит себя. а не других, поймет, что его месть – бессмысленна.
Также
можно прорабатывать эту свою часть путем отделения ее от себе и
переноса на других. Например. дисфунктики, могут стремится помогать
«бедным и обездоленным» – детям из дет. домов, беспризорным и т.д. И
прогноз в такой случае благоприятный. Потому что они таким образом
прорабатывает свою «больную» детскую часть души. Или они могут ограничить свою месть только одним направлением – месть фашистам, месть педагогам. Это вместо мести всему миру.
Е. Савина
Источник |
Категория: Возрастная психология | Добавил: Странница_грёз (2013-04-29)
| Автор: Е. Савина
|
Просмотров: 3460
| Рейтинг: 5.0/1
|
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
|
|
|