Ваш малыш постоянно капризничает и все
делает как
будто вам назло? Это нормально. Ведь для того чтобы ребенок вырос
уверенным в себе и жизнерадостным человеком, нужно еще научить его
управлять своими эмоциями и поведением. Малыши
еще не способны на сознательное непослушание.
Все начинается с детства, когда вы постепенно приучаете ребенка к
привычному для вашей семьи режиму приема пищи. Затем вы учите его
самостоятельно успокаиваться перед сном и занимать себя игрой на
короткие периоды времени. Когда малыш начинает ходить, вы в разумных
пределах поощряете его независимость. Это становится особенно важно в
дошкольном возрасте, когда вы воспитываете в ребенке характер и совесть.
Дисциплина – это руководство, которое родители дают детям,
чтобы помочь им развить жизненно необходимые социальные навыки.
Это серьезная, трудоемкая работа, и ею невозможно заниматься урывками.
Мы предлагаем вам семь разумных способов, которые помогут вам развить в
ваших детях самые лучшие качества, которые в них есть.
Предупреждайте детские шалости
Вы много раз просили кроху не трогать цветы, но почему же, как только
вы выходите из дома, он бросается к ним и начинает их рвать?
Проблема:Дети в возрасте до 1,5 года еще не
способны полностью контролировать свои импульсы. Они также не способны
на сознательное непослушание и еще не до конца понимают, что мысли и
желания других людей могут отличаться от их собственных. А самым большим
их желанием является, конечно, познание мира. Малыши, только начавшие
ходить, все пробуют на вкус, стараются потрогать. Им интересны новые
звуки, новые предметы. Поэтому категорически нельзя вечно повторять
детям: «Не трогай!», ведь через ощущения они приобретают новые знания.
Решение: Сделайте ваш дом и сад безопасными для
ребенка, чтобы он мог спокойно передвигаться по ним, не слыша вечное
«нет!». Если кроху привлекает что-то легко разрушаемое, что невозможно
убрать, например растения в вашем саду, подумайте, как можно переключить
его внимание на другой, не менее интересный объект. К примеру, вы
можете попросить любимое чадо оборвать с газона проросшие одуванчики или
поиграть вместе с ним в мыльные пузыри.
Уважайте чувства ребенка
Кроха радостно качается на качелях в парке, и вдруг вы произносите
ужасную для него фразу: «Милый, пора домой!» В одно мгновение
разражается скандал. Вы раздражаетесь, настаиваете, чтобы он перестал
плакать и немедленно отправлялся домой, иначе вы никогда больше не
поведете его в парк. Ребенок плачет еще громче и еще крепче вцепляется в
качели.
Проблема: Никому, будь ему года два или сто два, не
понравится, когда его ругают и заставляют что-то делать. Вот почему
требование послушания от раздраженного малыша в большинстве случаев
приводит к истерике.
Решение: Признавайте право своего ребенка на
чувства. Посмотрите на ситуацию его глазами. Вы злитесь потому, что он
хочет остаться в парке. Но разве хотеть остаться в парке − это плохо?
Попробуйте сказать малышу: «Я понимаю, что ты сердишься, потому что
хочешь остаться, а я зову тебя домой. Но нам действительно пора
уходить». Затем осторожно, но уверенно поднимите ребенка и отнесите его в
машину или же медленно поведите в сторону дома. Помните, в этом
возрасте действия значат больше, чем слова. Не поддавайтесь на эмоции
крохи и не пытайтесь его уговаривать. «Кажется, это так просто,
однако многие родители с большим трудом позволяют своим детям проживать
свои чувства, потому что не хотят видеть их расстроенными. Но дети будут
послушнее, если познают весь спектр чувств и научатся ими управлять», −
говорит семейный психолог Олеся Агранович.
Не говорите, а показывайте
Вы общаетесь со знакомой мамой на детской площадке, как вдруг ваш
кроха издает громкий победный крик. Вы оборачиваетесь и видите, как ваше
полуторагодовалое чадо вцепилось в волосы другого малыша. Вы
подбегаете, растаскиваете их и строго выговариваете: «Не дергай за
волосы! Не дергай за волосы!»
Проблема: Ваш ребенок слышит: «Дергай за волосы!» −
именно то, чего вы от него не хотите, и не понимает, что же ему делать
вместо этого.
Решение: Вложите ручку малыша в свою, мягко
дотроньтесь ею до его собственных волос и скажите: «Нежно погладь их!» «Когда
дело касается дисциплины, дети в этом возрасте гораздо лучше понимают
действия, чем слова, − замечает семейный психолог Олеся Агранович. −
Гораздо более эффективным будет мягко и спокойно показать им, что
нужно и можно делать, нежели читать нотации о том, чего делать нельзя».
Играйте по правилам
Вы установили правило: кроха должен помочь вам убрать свои игрушки,
прежде чем вы почитаете ему сказку на ночь. Но часто вы слишком устаете,
чтобы строго придерживаться обычного распорядка, и убираете игрушки
сами. А потом в очередной вечер спохватываетесь и снова настаиваете на
том, чтобы малыш разложил все по своим местам. А он падает на пол и
начинает хныкать. Вы собираете кубики сами и говорите ребенку: «Ты плохо
себя ведешь. Поэтому сегодня − никаких сказок на ночь!» И тут
начинается истерика.
Проблема: «Непоследовательность влечет за собой
конфликты, ведь большинство детей, от годовалых малышей до подростков,
хотят знать, где же истинная граница дозволеного», − говорит
семейный психолог Олеся Агранович. Если мы часто отступаем от четких
правил, у детей может возникнуть ложное чувство власти, но при этом они
теряют чувство безопасности. «Чтобы чувствовать себя защищенными,
детям необходима предсказуемость», − поясняет Олеся Агранович.
Дети, за каждым шагом
которых следят, никогда не научатся принимать собственные решения.
Решение: Выберите несколько незыблемых семейных
правил, которые должны соблюдаться всегда. «Необязательно устанавливать
правила на все. Вы не должны ставить себе цель воспитать идеального
ребенка, − говорит семейный психолог Олеся Агранович. – Ваша задача −
вырастить уверенного в себе человека, который понимает и уважает как
свои, так и чужие границы». Объясните правила и обязательно расскажите о
последствиях их нарушения. Постарайтесь сделать так, чтобы последствия
были напрямую связаны с поведением малыша, он должен ясно понимать
причину и следствие. Например, если правило звучит, как «Не играй с
едой», логическим следствием этого будет то, что вы заберете у него
тарелку. Предупредите о том, что случится, если он будет настаивать на
своем: если он выбирает нарушать правило, то он также выбирает и то, что
за этим последует.
Просите, а не приказывайте
Ваш трехлетний сын подходит к старшей сестре, берет черный фломастер и
перечеркивает жирной линией ее рисунок. Вы отбираете фломастер: «Сейчас
же извинись!»
Проблема: «Читая детям нотации о том, что они
сделали неправильно, что они должны при этом чувствовать и как можно все
исправить, мы лишаем их возможности учиться на собственных ошибках,
− говорит Олеся Агранович. − Малыш может сказать «прости», но при
этом ничего не почувствует. И чему он при этом научится? Что лучше
солгать, чтобы получить одобрение окружающих?»
Решение: Целенаправленно задавайте ему вопросы:
«Расскажи, что произошло? Что почувствовала твоя сестра? А что
почувствовал ты? Как ты думаешь, что нужно сделать для того, чтобы
исправить ситуацию?» «Так вы учите малыша рассуждать и делать
самостоятельные выводы, − объясняет Олеся Агранович. – Наша
основная задача − научить детей не тому, что они должны думать, а как
думать». Обращайте негативное в позитивное
Малыш 2,5 года проверяет на практике свою независимость (и ваше
терпение), и вы уже напоминаете себе старую и изрядно заезженную
пластинку: «Не влезай на журнальный столик!», «Не лей воду на мамин
компьютер!»
Проблема: Если ребенок будет часто слышать слово
«нет», он перестанет его замечать, как люди, живущие близко от
аэропорта, перестают замечать гул самолетов.
Решение: Устанавливайте границы с помощью
позитивных фраз. Например, вместо «Не поливай игрушки из лейки» – «Давай
польем цветы!» Делая малышу замечания в позитивном ключе, вы даете ему
понять, что он может вести себя хорошо. Если кроха не будет слышать от
вас слово «нет» слишком часто, он и сам будет пользоваться им реже.
Заостряйте внимание на хорошем
Малыш в возрасте 1 года не бросает свою тарелку и ложку на пол. В 1,5
– рисует на бумаге, а не на столе. В 3 − дает поиграть свои машинки
другим.
Проблема: Дети повторяют те действия, которые
привлекают к ним внимание других. Если вы будете концентрироваться на
«плохих» поступках крохи и оставлять без внимания «хорошие», малыш
решит, что его плохое поведение и есть ключ к успеху в этой жизни.
Решение: Давайте детям понять, когда они
поступают хорошо. Не старайтесь все время выискивать только промахи в их
действиях, всегда отмечайте позитивные поступки! Но знайте меру:
хвалить каждые пять минут – тоже не вариант.
Тайм-аут
для мамы
Изоляция ребенка на какое-то время − не лучший способ наказания. Если
вы чувствуете усталость, убедитесь, что ребенок находится в безопасном
для него месте (в кроватке, в своей комнате) и воспользуйтесь 5−10
свободными минутами, чтобы полистать каталог, выпить чашку чая или
позаниматься дыхательной гимнастикой. Очень важно заботиться о своем
состоянии: когда вы вымотаны, вы вряд ли сможете принять верное решение.
- 12 Февраля 2010 00:00
- Таисия Федосеева
- Журнал «Счастливые родители», №130
|