"Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении
просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... посмотри-ка:
ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во
всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и
на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то,
что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за
этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который
горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога,
огражденная – глянь-ка – невысокой стеной вроде той ширмы, за которой
фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают
кукол.
– Это я себе представляю.
– Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут
различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они
и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и
дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие
молчат.
– Странный ты рисуешь образ и странных узников!
– Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком
положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней,
отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
– Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
– А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?
– То есть?
– Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве,
думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
– Непременно так.
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать,
повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет
мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком
сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь,
что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а
теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог
бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или
иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и
вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его
затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел
раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
– Конечно, он так подумает.
– А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят
у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть,
считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему
показывают? "Государство"
|